Выступление министра образования области Ирины Седовой на пленарном заседании областного образовательного форума «Развитие образования – инвестиции в человеческий капитал»Назад

22 августа 2018 года

 

 

Сегодня важнейшим фактором развития экономики и общества является человеческий капитал. Это знания, умения и жизненная позиция, позволяющие человеку всесторонне развивать себя, улучшать жизнь, укреплять свое отечество. Ключевую роль в развитии человеческого капитала играет образование, поэтому развитие образования – это и есть инвестиции в человеческий капитал, которые непременно окупятся в будущем.

Цели и задачи для системы образования сформулированы в майском Указе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Шаги по достижению нового качества образования, позволяющие обеспечить успех каждого обучающегося, рост человеческого потенциала, будут закреплены в национальном проекте «Развитие образование», разработка которого ведется Министерством просвещения Российской Федерации. Изучив проектное предложение, мы считаем необходимым участие региона во всех федеральных проектах. В ближайшее время предстоит большая, серьезная работа по формированию региональной составляющей проектов.

Для того, чтобы в 2024 году пятнадцатилетние школьники России в рамках международного исследования PISA достигли результатов не ниже 10 места, предстоит реализовать целый комплекс системных мероприятий, в том числе исследований, позволяющих осуществлять мониторинг системы образования.

Будет продолжаться участие наших учеников в национальных исследованиях качества образования (НИКО),
а также во всероссийских проверочных работах (ВПР). Впервые в наступающем учебном году, в режиме апробации, смогут принять участие в ВПР ученики седьмых и восьмых классов. Надеюсь, что все образовательные учреждения воспользуются этой возможностью для решения диагностических задач. В этом году шестиклассники 76 % школ участвовали в ВПР в режиме апробации. Участие в ВПР не требует специальной подготовки учащихся. Самым главным при проведении ВПР, как и для других оценочных процедур от школьного до федерального уровня, является объективность их проведения. По итогам этого года число школ области, попавших в зону риска по необъективности проведения, определяемую ежегодно Рособрнадзором, сократилось практически в три раза: со 104 до 36. Вместе с тем, 12 учреждений из 11 муниципальных районов попали в эту зону повторно. Нам есть над чем работать в этом направлении. Ведь только на основе объективных результатов диагностических процедур возможно принятие профессиональных управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Без таких решений невозможно организовать подготовку к самому главному экзамену для школьника – государственной итоговой аттестации. С 2015 года нам удалось в три раза снизить число выпускников 11-х классов, не получивших аттестат по результатам ЕГЭ. Доля девятиклассников, не получивших аттестаты, также значительно снизилась.

Благодаря поддержке Губернатора области Валерия Викторовича Радаева на территории региона в полном объеме выполняются организационные требования к проведению государственной итоговой аттестации: во всех пунктах проведения ЕГЭ обеспечивается онлайн наблюдение, внедрены новые технологические решения. Организована подготовка более 11 тысяч педагогических работников, принимавших участие в организации экзаменов. Впервые в этом году компенсационные выплаты предусмотрены всем лицам, участвовавшим в подготовке и проведении ЕГЭ, включая организаторов в аудиториях и вне аудиторий. На эти цели направлено около 12 млн. рублей.

В наступающем учебном году в каждом образовательном учреждении области будет продолжена реализация образовательных программ, направленных на преодоление учебной неуспешности, в частности при подготовке учеников девятых классов к итоговому собеседованию.

Важное место в комплексе мероприятий по развитию успешности занимает всероссийская олимпиада школьников. В этом году доля участников олимпиады в регионе увеличилась на 7 %.

На заключительном этапе в этом году нашу область представляли 27 обучающихся. В нашем активе - 1 победа и 10 призовых мест, таким образом, результативность составила 41%. Два представителя Саратовской области - Антон Леонов (Физико-технический лицей № 1 Саратова) и Михаил Балабан (Лицей № 2 Саратова) - приглашены на учебно-тренировочные сборы по формированию команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах.

Вместе с тем, пока регион улучшил свои позиции в общероссийском рейтинге только на 1 ступень и занимает 51 место. Губернатором области министерству образования дано поручение по вхождению в первую тридцатку регионов России. Нами уже начата подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников 2019 года. С 19 по 29 августа на базе детского центра «Дубки» города Саратова работает тридцатая летняя школа для одаренных детей «Созвездие». 250 школьников из 16 муниципалитетов области получили возможность краткосрочного интенсивного обучения по дополнительным образовательным программам семи направлений.

Основы будущих жизненных успехов детей, их воспитания закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому так важно обеспечить раннее развитие детей до 3-х лет, создав для них необходимые условия. Расширению сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, будет способствовать выделение из федерального бюджета более 1 млрд. руб. на строительство в 2018-2019 годах 15-и объектов дошкольного образования, реализация региональной Дорожной карты и муниципальных программ развития различных форм дошкольного образования.

В настоящее время созданы и функционируют 353 консультационных центра при детских садах для родителей детей, получающих дошкольное образование в семье.

Чтобы каждый ребенок был успешен, мы создаем систему неформальной профориентации, итогом которой будут профессиональные пробы.

Проблемы ранней профориентации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов исследуются в рамках инновационной площадки, объединяющей 13 учреждений в семи районах области.

Регион является активным участником всероссийских открытых уроков по профессиональной навигации на портале «ПроеКТОриЯ».

Работает проект JuniorSkills, развернута сеть территориальных производственно-образовательных кластеров: сейчас их шесть, а будет – восемь.

В Саратовском государственном техническом университете действует многопрофильный центр подготовки и творческого развития школьников и молодежи «ТехнариУМ», на базе которого планируется создание первого регионального детского технопарка «Кванториум». В настоящее время разработан и проходит согласование в Правительстве области комплекс мер, необходимый для участия в федеральном отборе.

1 сентября открывается Центр поддержки одаренных детей Саратовского государственного университета.

В профессиональном образовании мы реализуем стратегию опоры на специализированные центры компетенций, производственно-образовательные кластеры, ведущие образовательные организации, региональные чемпионаты WorldSkillsRussia и Абилимпикс, технологии демонстрационного экзамена. Это позволило сформировать новую структуру сети профессиональных образовательных учреждений.

К 2024 году технологии демонстрационного экзамена должны внедрить не менее 50% профессиональных организаций. В связи с этим возникает задача обновления устаревшего оборудования. Для ее решения мы примем участие в федеральном проекте «Молодые профессионалы» по созданию центров опережающей подготовки, а также мастерских с современной материально-технической базой.

Организации среднего профессионального образования активно используют для подготовки кадров базу наших социальных партнеров – промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона.

300 ведущих предприятий развивают партнерские отношения с техникумами и колледжами Саратовской области.

В финале 6-го Национального чемпионата WorldSkillsRussia, который 12 августа завершился в Южно-Сахалинске, 2-е место по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» занял студент Саратовского архитектурно-строительного колледжа Александр Ширялкин.

Мы все понимаем, что создание современной, доступной и безопасной образовательной среды требует, безусловно, больших вложений.

Только на подготовку к новому учебному году было направлено 424 млн. рублей. Именно поэтому нам всем необходимо внимательнее относиться к вопросам бюджетной эффективности.

В связи с прогнозом увеличения численности обучающихся к 2025 году на 36 тысяч человек, для нас принципиально важно, что при федеральной поддержке продолжится строительство новых школ, в том числе с 2021 года - для перевода школ с износом зданий более 50 процентов в новые помещения.

Участие региона и муниципальных образований в различных государственных инвестиционных программах позволило на фоне ежегодного роста численности учащихся школ (за последние 3 года – на 5,4% или 12,2 тыс. чел.) удержать показатель занимающихся во вторую смену на уровне менее 9 %. Третьей смены в школах Саратовской области нет.

Хочу поблагодарить всех неравнодушных людей, участвующих в развитии системы образования региона. И, в первую очередь, Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина.

По его предложению в Саратовской области с 2011 года успешно проводится прекрасный конкурс «Лучший ученический класс», направленный на развитие социальной активности учащихся и педагогов, на основе которого строится работа многих классных коллективов.

Теперь, благодаря инициативе Вячеслава Викторовича, в Саратове создается еще одно уникальное образовательное учреждение - Предуниверсарий для талантливых детей из малообеспеченных и неполных семей и детей-сирот. Сейчас мы работаем над концепцией этого учреждения, начали работу по подбору профессиональной команды.

Если говорить о профессионализме педагогов области, то задача на перспективу: каждому ученику - сильный учитель!

В текущем году мы приступаем к реализации Концепции развития педагогических кадров Саратовской области, разработанной по поручению Губернатора области. В основу Концепции положены долгосрочное планирование кадровой потребности, оценка необходимости профессионального роста педагогических кадров, выявление и отбор профессионально ориентированной молодежи.

В условиях формирования национальной системы учительского роста планируется модернизация сегодняшней системы повышения квалификации учителей.

Хочу поблагодарить Министерство просвещения Российской Федерации за включение Саратовской области в число восьми пилотных регионов, участвующих в апробации методического обеспечения по направлению «Совершенствование системы дополнительного профессионального образования педагогических работников».

Надо отметить активную жизненную позицию наших учителей, стремление к новому, желание двигаться вперед! В этом году на базе Образовательного центра «Сириус» реализуется программа переподготовки педагогических кадров «Большие вызовы». По итогам конкурсного отбора участниками стали 280 педагогов из 55 регионов Российской Федерации. В их числе 9 учителей Саратовской области. Темы выпускных аттестационных работ определены по согласованию с министерством образования области и направлены на совершенствование региональной системы образования.

Без развития профессиональных компетенций учителей невозможно внедрение новых образовательных технологий.

С первого сентября для всех участников образовательного процесса становятся доступны ресурсы информационно-образовательного портала «Российская электронная школа». 238 общеобразовательных учреждений области уже подключены к Порталу. Уверена, что в самое ближайшее время число пользователей портала существенно возрастет, как и число пользователей интерактивной образовательной платформы УЧИ.РУ.

Развитие общества зависит не только от компетенций для рынка труда, но и от социальной вовлеченности граждан, деятельного патриотизма, установки на общее благо.

Социальной активности способствует вовлечение учащихся в Российское движение школьников, добровольческую и волонтерскую деятельность, экологические и другие общественные объединения.

Не менее важно сохранить здоровье подрастающего поколения, научить его вести здоровый образ жизни, ответственно относиться к своему здоровью. Необходимо формировать у молодежи умение осознавать собственные поступки, прогнозировать и нести ответственность за их последствия!

Детство в нашей стране находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов власти и управления и общественных объединений (статья 38 Конституции Российской Федерации). Не случайно период с 2018 по 2028 год объявлен Президентом России «Десятилетием Детства».

Время бросает нам новые вызовы. Сегодня необходимо проведение серьезной работы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде, в том числе - «телефонного терроризма». Нельзя оставлять без внимания ни один факт агрессии со стороны детей и подростков. Целесообразно в рамках внеурочной деятельности проводить мероприятий по кибербезопасности в сети Интернет.

С 1 сентября этого года мы по поручению Губернатора области Валерия Васильевича Радаева запускаем новый региональный проект «Культурный дневник школьника», который позволит объединить все воспитательные системы школ, учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры.

Опубликовано: 23.08.2018

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»