Выступление заместителя министра образования области на заседании коллегии министерства образования Саратовской областиНазад

Материал к выступлению на коллегии министерства образования области по вопросу: «Об итогах развития региональной системы образования в 2020 году, в том числе в рамках реализации национальных проектов, и задачах на 2021 год»

12 марта 2021 года

 

Слайд 1

Уважаемые участники коллегии!

Уважаемые представители районов, находящиеся с нами на связи!

Слайд 2

Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования является главным показателем достижения национальной цели до 2030 года – создания возможностей для самореализации и развития талантов. На это направлен национальный проект «Образование», федеральные и региональные проекты. Поэтому, подводя итоги 2020 года, мы будем, прежде всего, говорить о повышении качества общего образования, проблемных вопросах и путях решения. Тем более, что Саратовская область включена в группу субъектов, в которых оценка качества школьного образования по модели PISA пройдет в 2021 году. Мы обязаны сделать все возможное, чтобы наши учащиеся и педагоги оказались максимально подготовлены к международным исследованиям.

Слайд 3

На слайде вы видите данные Российской Федерации по выполнению целевого показателя.

Первое - Саратовская область по результатам интегрированной оценки качества и объективности проведения основного периода ЕГЭ и иных оценочных процедур находится в «зеленой зоне» как регион со стабильными результатами, мы занимаем 49 место среди регионов Российской Федерации.

Второе - формировании Единой системы управления качеством образования. Положительные изменения по итогам 2020 года в этом рейтинге есть - повышение с 64-го до 42-го места.

Вместе с тем, почти 27% школ области (233) - это школы с низкими результатами качества образования, 44 школы с признаками необъективности по результатам ВПР.

Что может повлиять на улучшение ситуации? Прежде всего, 1) целенаправленная работа со школами с низкими образовательными результатами; 2)создание единого образовательного пространства на основе эффективных инфраструктурных решений; и 3) профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров.

Слайд 4

Для организации системной работы со школами с низкими образовательными результатами в регионе приняты Концепция, Модель и Дорожная карта на 2020-2024 годы

Уже в 2020 году мы вошли в число 20 субъектов Российской Федерации в проект «500+» в части реализации адресной помощи школам, имеющим трудности с предметно-методической подготовкой. В проекте участвовали 18 школ из 17 муниципальных районов. С этого года в проекте суммарно участвуют 95 школ из 32 районов. Это 41 процент школ области с низкими образовательными результатами.

В рамках проекта все школы с низкими результатами, и вошедшие, и не вошедшие в проект, должны разработать и реализовать программы развития. Научно-методическое руководство проекта осуществляет Областной нститут развития образования. На основе банка лучших практик институт организует наставничество через закрепление опытных педагогов и успешных руководителей, чтобы обучить педагогов и руководителей школ с низкими результатами на основе выявленных профессиональных дефицитов. Каждая школа с низкими образовательными результатами должна находиться на постоянном контроле органов управления образованием. Работу школ необходимо целенаправленно анализировать и по итогам принимать управленческие решения. Прошу правильно понять: управленческие решения - это не замена персоналий, а структурные изменения и пересмотр должностных обязанностей, их перераспределение. Только такой подход будет эффективным.

Слайд 5

Необходимо отметить, что профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, пожалуй, одно из наиболее важных условий повышения качества образования и воспитания. Для решения этих задач в текущем году в рамках регионального проекта «Современная школа» будет создан региональный центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Основные направления работы центра представлены на слайде. Особенно отмечу реализацию персонифицированных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций и создание распределенной сети муниципальной методической поддержки, муниципальных тьюторов.

На муниципальном уровне необходимы меры по сокращению потребности в педагогических кадрах за счет целенаправленной работы с СГУ, педагогическими колледжами, активизации работы по заключению договоров о целевом обучении выпускников, создания мотивирующих условий (включая жилищные) привлечения молодых педагогов (сейчас – 622).

Слайд 6

Говоря об инфраструктурных решениях, отмечу.

Реализуемые региональные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» уже создали базу для развития новых технологий и образовательных форматов, дают возможность широко внедрять сетевое образование.

В Саратовской области небольшая плотность населения, значительная удаленность населенных пунктов, 67 процентов школ расположены в сельской местности, 57 процентов школ являются малокомплектными.
                               86 процентов школ с низкими образовательными результатами расположены в сельской местности. Поэтому, в инфраструктурных решениях в рамках региональных проектов, мы особый упор делаем на повышение качества образования на селе.

За два года в 38 сельских районах области открыто 107 Центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», из них 42 – в 2020 году. Первым результатом работы региональной сети центров «Точка роста» стало вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности более 30 тысяч обучающихся сельских школ. Задача муниципалитетов – управленческими решениями перестроить структуру и потоки реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективно используя созданные Точки роста как сетевые центры обучения и детей и педагогов. Проведенный анализ свидетельствует, что не везде эта работа организована эффективно, как например, в Ртищевском районе, опыт которого был представлен на прошлогоднем заседании коллегии. Так, в Аткарском районе при созданных 4-х Точках роста охват дополнительными общеразвивающими программами всего 27 процентов, а реализуют такие программы всего 4 из 24 школ... Со стороны региона сетевое взаимодействие с Точками роста цифрового и гуманитарного профилей будет осуществлять детский технопарк Кванториум. Подробнее об этом доложит директор технопарка.

В текущем году Точки роста во всех сельских территориях создаются уже как центры естественно-научной и технологической направленности, что позволит на самом современном оборудовании проводить практическую отработку учебного материала по предметам «Физика», «Химия» и «Биология». Уже в новом учебном году начнут работу 68 таких центров. А к 2024 году их будет 200. Еще раз подчеркну. Создание новой инфраструктуры не самоцель. Главное – эффективные управленческие решения на уровне муниципалитета для повышения качества образования. Сетевое взаимодействие и научно-методическое руководство новых центров будет осуществлять областной институт развития образования.

Слайд 7

Говоря об инфраструктурных решениях, отмечу, что в 2022-2023 годах региональный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает создание 744 новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Предложения муниципальных районов по созданию таких мест в 2022 году уже поступили, но сейчас мы проводим анализ с точки зрения их эффективности и окончательное решение будет принято в ближайшее время.

В прошлом году начал работать первый в регионе Центр цифрового образования «IT-куб» в Балашове. Еще два таких центра будут созданы в 2022 и 2023 годах.

В 2022 году запланировано создание стационарного Кванториума на базе общеобразовательного учреждения, что также станет новым опытом для региона.

Для детей с ОВЗ, начиная с 2020 года, действует технологический центр дополнительного образования и профессионального обучения «Техноград-64».

А в 2023 году будет создан региональный центр выявления и поддержки одаренных детей по аналогии с Центром «Сириус».

Всё перечисленное позволяет создать единую региональную систему работы с одаренными детьми.

Слайд 8

В целях создания современной инфраструктуры ежегодно строятся новые школьные здания, оснащенные самым современным оборудованием. В прошедшем году – это школа на 1100 мест в ЖК «Авиатор» и школа на 825 мест в р.п. Приволжский Энгельса, строительство которых началось в 2019 году в результате обращения жителей к спикеру Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину, а также корпус на 300 мест средней школы поселка Дубки Саратовского района. Благодаря благотворительному проекту Вячеслава Викторовича Володина 400 одаренных детей имеют возможность получить качественное образование в Лицее-интернате-64.

В текущем году завершится строительство школы на 220 учащихся и детского сада на 50 мест в пос. Тепловка Новобурасского района (99,6 млн. руб.), а также начнется строительство пристройки с бассейном к средней школе № 84 и пристройки к средней школе № 5 г. Саратова.

Слайд 9

На качество школьного образования напрямую влияет доступность дошкольного образования. Только за 2019-2020 годы введено 3775 дополнительных мест. В этом году будет введено еще 1420 мест. Сегодня мы достигли поставленной на 2020 год цели – отсутствие актуальной очереди в детские сады. Теперь перед муниципальными районами стоит задача обеспечения территориальной доступности дошкольного образования. Для сельских районов – это анализ и принятие управленческих решений по территориям, где отсутствует услуга дошкольного образования, путем создания структурных подразделений при образовательных организациях, семейных дошкольных групп. Для городов – перераспределение детей между микрорайонами с учетом задач создания замещающих мест для детей в возрасте до 3-х лет.

Слайд 10

Созданная современная инфраструктура профессиональных образовательных организаций представляет собой базовый центр по реализации программ подготовки кадров по ТОП-50, 9 ведущих колледжей, базовая профессиональная образовательная организация для поддержки системы инклюзивного образования, региональный координационный центр Союза Ворлдскиллс Россия, 9 специализированных центров компетенций Ворлдскиллс, 31 центр демонстрационного экзамена, 4 многофукциональных центра прикладных квалификаций, действующие 19 и создаваемые в этом году 8 мастерских, оборудованных по стандартам Ворлдскиллс, региональный центр наставничества, опыт которого сегодня будет представлен на коллегии, и созданный в прошлом году региональный Центр опережающей профессиональной подготовки.


В настоящее время ведется разработка Плана мероприятий - Дорожной карты по развитию системы среднего профессионального образования Саратовской области до 2024 года с учетом проекта федеральной Стратегии развития СПО до 2030. Акцент делается на 1) обновление содержания,
2) формирование нового ландшафта сети СПО, 3) целевую поддержку и повышение финансовой устойчивости колледжей, 4) повышение квалификации работников системы СПО и 5) развитие культуры профессиональных соревнований.

Слайд 11

Большая работа предстоит в преодолении главного вызова, связанного с цифровой экономикой и цифровой зрелостью системы образования, без чего в современных условиях невозможно создание единого образовательного пространства.

Знаю, что многие сейчас подумают, что для этого не хватает самого главного – высокоскоростного Интернета!. На сегодня имеют подключение к такому Интернету – 397 (41 %) общеобразовательных учреждений. Мы ведем работу с министерством цифрового развития области по подключению к высокоскоростному интернету до конца года не менее 75 процентов школ.

Параллельно с этим в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» развивается инфраструктура учреждений: в прошедшем году современное компьютерное и цифровое оборудование поставлено в 102 образовательные организации. В текущем году поставки будут осуществлены еще в 154 организации. Задача до конца этого года при научно-методическом руководстве СОИРО – внедрить во всех 256-ти учреждениях, участвующих в проекте, эффективные модели цифровой образовательной среды. В целом же до 2024 года в проекте примут участие 736 образовательных организаций.

Отмечу, что в вопросах цифровой трансформации общего образования мы в самом начале пути. Муниципальным районам совместно с СОИРО предстоит работа, по, например, такому направлению, как получение обучающимися рекомендаций в части повышения качества обучения и формирования индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося.

Задачи цифровой зрелости подразумевают перевод услуг в сфере образования в электронный вид. В связи с изменившимися требованиями ведется разработка новой формы образовательной услуги по записи детей в дошкольные образовательные организации, которая будет введена на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) с 1 июля текущего года. Параллельно разрабатывается единая форма записи детей в первый класс и перевода детей из школы в школу, которую также планируется ввести на портале Госуслуг с 1 июля. На этот год запланирована разработка и апробация единой формы записи детей в профессиональные образовательные организации.

Слайд 12

Все инфраструктурные решения, даже самые эффективные, не должны подменять главного – сочетание образования и воспитания. С 1 сентября 2021 года программы воспитания и планы воспитательной работы, соответствующие новым федеральным требованиям, должны быть внедрены во всех дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. На уровне региона завершается разработка плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Программы развития воспитания в Саратовской области на 2021-2025 годы и актуализированного плана мероприятий, проводимых в Саратовской области в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. В ближайшее время эти документы будут вынесены на общественное обсуждение. Все эти меры позволят говорить о формировании единой региональной системы воспитательной работы с обучающимися. В прошедшем году, хотя в основном и в дистанционной форме, был реализован запланированный комплекс мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. С этого года под кураторством министерства молодежной политики и спорта области реализуется региональный проект «Патриотическое воспитание граждан» и комплекс мероприятий, посвященных 60-летию первого полета человека в космос. Уверена, что совместно мы достойно организуем работу в рамках этих проектов.

Слайд 13

Уважаемые коллеги!

Все перечисленные задачи очень многогранны, требуют комплексного решения, постоянного анализа и контроля. С 1 сентября в региональной системе образования планируется внедрить мотивирующий мониторинг муниципальных органов управления образованием, а также мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций региона. Принципы оценки: отсутствие запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности); оценивание динамики результатов; сравнение с лучшими результатами. Направления оценки: создание условий для достижения результатов; достижение образовательных и воспитательных результатов; организация рабочих процессов.

Это позволит ежегодно анализировать эффективность деятельности руководителей муниципального уровня и уровня учреждений, выстраивать их итоговый рейтинг, который ежегодно будет направляться главам муниципальных районов (городских округов) области для принятия управленческих решений по повышению качества образования и воспитания.

 

Файл: Загрузить

Опубликовано: 12.03.2021

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»