Выступление исполняющего обязанности министра образования области на пленарном заседании областного образовательного форума Назад

Доклад

исполняющего обязанности министра образования области
М.И. Орлова на пленарной сессии областного образовательного форума «PRO.Образование 64.Векторы развития»

 

Уважаемый Валерий Васильевич!

Уважаемые участники Форума!

 

Мы с Вами подводим итог двух дней работы девяти стратегических сессий форума. За два дня состоялось много обсуждений, даны экспертные заключения, выработаны решения практически по всем актуальным вопросам развития системы образования региона. Форум проходил как в очном, так и в онлайн формате. С нами на постоянной связи были все муниципалитеты области. Пленарная сессия также транслируется во все районы области.

Говоря о развитии системы образования региона, хочу остановиться на главных документах, реализация которых обеспечит единство образовательного пространства.

Основной базовый документ - новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации, которые будут внедрены с 1 сентября 2022 года, а в этом году пройдет их апробация, в том числе на базе 122 школ из каждого муниципального района (городского округа) области.

Стоит отметить, что новые стандарты более конкретные и чёткие. Теперь в содержании каждого предмета есть учебные курсы и модули, детализированы планируемые результаты. С помощью них можно формировать учебный план не только базового, но и углубленного уровня изучения учебных предметов основного общего образования. Школам, особенно сельским, можно принять учебный план, предусматривающий изучение с 5-го класса одного иностранного языка. Сейчас обязательно изучение двух языков.

Немаловажно, что в новом стандарте есть готовые рабочие программы по всем учебным предметам, что должно существенно уменьшить нагрузку учителей.

Еще одна особенность – в содержание всех предметов начальной школы, а также предметов «математика», «биология» и «физика» основной школы входит раздел «Функциональная грамотность», компонентами которого являются естественно-научная, математическая, читательская и финансовая грамотность. Есть базовое содержание программы воспитания, уточняются задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Это очень важно, так как количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. В образовательных организациях области сегодня их насчитывается почти 12. Поэтому работа с этой категорией детей приобретает особое значение и актуальность.

          Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развитие интегрированного образования.

Безусловно, все эти механизмы нуждаются в практической отработке.

Однако уже сейчас понятно, что переход на новые образовательные стандарты школе позволит оптимизировать свою работу, учителям будет проще оценивать учебные достижения детей при переходе из класса в класс, так как в стандарте фиксируются контрольные точки, которые позволяют мониторить результаты учеников, родителям даст возможность наверняка понять, насколько профессионально работают учителя, а школьникам приобрести междисциплинарные и коммуникационные навыки, в том числе в рамках внеурочной, проектной и лабораторной деятельности.

Руководителям и педагогам 122 школ нужно со всей ответственностью отнестись к апробации новых стандартов. Институту развития образования необходимо сопровождать эти школы, подготовить с учетом наработанного опыта, методические рекомендации и организовать обучение для внедрения с 1 сентября 2022 года новых федеральных образовательных стандартов во всех школах области.

Главная задача, которую система образования должна решить, - повышение качества образования и воспитания.

Потенциал в этих направлениях у региона довольно большой. Достаточно сказать, что по итогам ЕГЭ-2021 результаты наших ребят, которые в 10-11-х классах обучались в условиях ограничительных мероприятий и дистанционки, разрешили споры о том, как пандемия сказалась на качестве образования. По итогам ЕГЭ у нас довольно высокие показатели по 100-балльным результатам – увеличение на 22,5 процента к уровню прошлого года. А по 200-балльным результатам – увеличение на 33 процента (2021 – 8, 2020 – 6, 2019 – 5). Много детей, получивших на ЕГЭ от 80 до 99 баллов.

Результаты экзаменов в 9-х классах, напротив, выявили проблемы в качестве подготовки выпускников. Не получили аттестат об основном общем образовании 1132 человека, 88 процентов из них – участники экзамена по математике.

Не будем забывать, что 27% школ области (233) - школы с низкими результатами качества образования, 44 школы с признаками необъективности по результатам ВПР.

И здесь, прежде всего, проблемы педагогов. В августе внесены изменения в программы повышения квалификации на основе детального анализа по каждой предметной отрасли, разработаны мероприятия по подготовке обучающихся к осенней пересдаче, организован цикл онлайн вебинаров и консультаций для учителей. К нашему форуму подготовлены методические рекомендации в разрезе каждого предмета по итогам ЕГЭ и ГИА-9. Но, должно быть стремление самого педагога меняться, постоянно осваивать новое, учиться у своих более успешных коллег, учеников – без этого больших перемен не будет.

Согласитесь, обозначенные проблемы качества общего образования -тревожный симптом, требующий системных управленческих решений.

Одно из них - новая Концепция региональной системы оценки качества образования, которая есть у наших гостей, а всем участникам форума представлена в электронном формате. К реализации Концепуии приступаем с нового учебного года. Она позволяет анализировать эффективность работы по вопросам качества от школы до муниципалитета и региона. Главная особенность – мы больше не будем выстраивать рейтинг, например, сравнивая школы друг с другом. Теперь по каждой школе, муниципалитету будет анализироваться динамика улучшения или ухудшения показателей. То есть школа будет сравниваться сама с собой. А, значит, будет чёткое понимание – какая помощь нужна. Здесь мы будем внедрять механизмы наставничества и менторства более сильных учреждений и управленческих команд над слабыми. Такие же подходы будут и к повышению квалификации учителей и управленцев.

Этот механизм уже реализуется в проекте «500+» по адресной помощи школам, имеющим трудности с предметно-методической подготовкой. За каждой проблемной школой закреплены опытные педагоги и успешные руководители.

С 1 сентября начинает работать региональный центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Вниманию участников форума представлено Положение о формировании системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, приоритетами которой станут выявление профессиональных дефицитов педагогов и управленцев, оказание им адресной помощи, построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства. Работа центра позволит модернизировать систему повышения квалификации и переподготовки педагогов как на уровне региона, так и в муниципалитетах.

Другая сторона проблемы – дефицит педагогических кадров. Сейчас на сайте педагогических вакансий – 463 вакансии. Но это только заявленные вакансии. В сельских школах два и более предмета ведут свыше 50 процентов учителей. Особо острая потребность в учителях иностранных языков, математики, физики, русского языка и литературы. Как следует из опросов выпускников очных отделений СГУ по педагогическим направлениям, планируют устроиться на работу по полученной специальности только 33 процента (215 из 646).

В этих условиях эффективность использования квот целевого приема на педагогические специальности приобретает особое значение. Тем более, что на это тратятся немалые бюджетные средства.

В этом году СГУ выделено 169 квот на целевую подготовку педагогов, на которые поданы 137 заявлений. Однако зачислено на условиях целевого приема только 88 абитуриентов. В итоге использовано 52 процента квоты. Остальные абитуриенты ушли в общий конкурс и будут обучаться (при условии достаточности баллов) без обязательств трудоустройства. Причина, на наш взгляд, в отсутствии планомерной работы в муниципальных образованиях по подготовке будущих абитуриентов-целевиков, а также в распределения квот по отдельным специальностям без привязки к имеющейся потребности. Например, на самую востребованную специальность – учитель английского языка, актуальную как для городской, так и для сельской местности, было подано 20 заявлений на целевой прием, а количество квот - 7. То есть целевой прием может быть эффективен только на условиях четко выстроенной логистики: министерству - ежегодный анализ потребности в разрезе специальностей и муниципалитетов; университету - планирование бюджетных мест, в том числе целевых, исходя из этой потребности; муниципалитатам – профессиональная ориентация на педагогические специальности через сеть психолого-педагогических классов (методические рекомендации по открытию таких классов имеются в материалах форума), выдача целевых направлений, прежде всего, выпускникам этих классов, сопровождение, социальная поддержка и организация педагогической практики студентов-целевиков в местах их будущей работы, наставничество молодых специалистов при поступлении на работу в образовательные организации.

Эта работа будет вестись в рамках заключенного сегодня соглашения и разработанной совместно с Саратовским государственным университетом и областным комитетом профсоюза программой и дорожной картой «Преодоление дефицита квалифицированных педагогических кадров в системе образования Саратовской области», которые представлены в материалах форума.

Еще хотелось бы отметить, что жесткая ответственность за соблюдение условий целевого договора введена федеральным положением только с 2019 года. И фактический эффект от этого мы получим только в 2024 году. А, например, в этом году из 22 выпускников педагогических специальностей, обучавшихся по целевому договору по программам бакалавриата, только 6 возвращаются работать по месту выдачи целевого направления.

Я уже выступил с предложением на административном совете области ввести на региональном уровне для глав муниципальных образований в числе показателей оценки их деятельности наличие мер сопровождения и поддержки целевиков, а также показатель уровня трудоустройства целевиков на условиях целевого договора.

В свою очередь в министерстве образования области будет возрождена практика согласования целевых направлений от районов на педагогические специальности. В состав комиссии при министерстве могут быть включены депутаты областной Думы, представляющие районы, выдающие целевые направления, а также общественники. Это позволит прекратить использование целевого приема как «подушку безопасности» при поступлении в вуз.

 

Уважаемые коллеги!

С 1 сентября произойдет важное изменение во всех детских садах, школах и профессиональных образовательных организациях России – переход на новые программы воспитания.

На сегодня образовательными организациями области такие программы разработаны в соответствии с федеральными типовыми примерными рабочими программами. А на уровне региона принята Программа развития воспитания в Саратовской области на 2021–2025 годы, представленная в материалах форума.

Главное отличие новых программ: к обязательным модулям воспитания помимо классного руководства, внеурочной деятельности и детских общественных организаций, отнесены школьный урок и школьные медиа. Раньше этого, к сожалению, не было.

Среди направлений воспитательной работы: патриотическое воспитание, вовлечение детей в добровольческую деятельность, в детские общественные организации, такие как Российское движение школьников, сейчас у нас - 446 отделений, ЮНАРМИЯ – действуют 174 отряда, юные инспектора движения - 583 отделения. И этот перечень можно продолжать, а данные направления в области очень неплохо развиваются.

Однако нельзя игнорировать воспитательный потенциал Интернета, ведь наши дети практически живут, дружат и общаются в Сети. Сейчас появились сетевые ресурсы, являющиеся тематическими сообществами в сфере воспитания. Это хорошо известные нам «Билет в будущее» и «Проектория», а также новые проекты «Большая перемена», «Без срока давности», Роспатриот, «Россия – страна возможностей». Что немало важно, эти ресурсы предлагают нашим ребятам челленджи, конкурсы и активности в противовес группам деструктивной направленности в сети Интернет.

Поэтому педагогам, особенно осуществляющим классное руководство, нужно уделять вопросам участия в этих проектах особое внимание.

С 1 сентября помимо школьных классных руководителей федеральная доплата по 5 тыс. руб. будет выплачиваться кураторам групп в профессиональных лицеях, колледжах и техникумах. Ведь именно классные руководители и кураторы групп станут основными проводниками новых воспитательных программ. Конечно, при научно-методической поддержке Саратовского областного института развития образования.

Еще одна тема, касающаяся вопросов качества образования и воспитания, на которой хотелось бы остановиться в связи с ее активным обсуждением в социальных сетях и СМИ - пятидневная учебная неделя.

Поясняю, что принятие решения о 5-дневном обучении – это исключительная компетенция школы. И приниматься оно должно с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей, педагогов, школьников. При этом 5-дневное обучение может вводиться как в отношении всей школы, так и отдельной параллели, либо в отдельного класса.

При принятии такого решения вносятся изменения в образовательную программу, рабочие программы по предметам, в учебный план и календарный учебный график по учреждению.

Не нужно забывать, что этот вопрос затрагивает темы распределения учебной нагрузки педагогов, их заработной платы.

С учетом этих факторов должно быть понимание, что принятие школой решения о переходе на 5-дневное обучение возможно только до начала учебного года, чтобы не нарушать учебный процесс.

Самое главное, что пятидневка предполагает наличие двух выходных. И здесь нужно понимать, чем будут заняты дети в свободное время, так как не все родители смогут их проконтролировать. А наша задача, наряду с воспитанием, не забывать и о безопасности детей.

Поэтому при принятии решения администрации школы нужно взвесить все «за» и «против», исключить возможные риски.

 

Уважаемые коллеги!

С 1 сентября в области вводится единый подход к организации питания обучающихся начальных классов, независимо от места расположения школы, что позволит обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников.

Вступит в действие Региональный стандарт оказания услуги по   обеспечению горячим питанием обучающихся 1-4 классов, который также имеется в материалах форума.

Что нового содержит Стандарт? Это меню, соответствующее требованиям по здоровью детей, калорийности и разнообразию блюд, и технологические карты для приготовления блюд, разработанные нашими уважаемыми партнерами - кафедрой аграрного университета.

Особое внимание уделено детям с особенными потребностями по состоянию здоровья. Стандарт питания включает в себя, как основной рацион питания, так и рацион питания для детей, имеющих ограничения в вопросах питания по медицинским показаниям. Например, разработаны рационы для детей с сахарным диабетом, фенилкетонурией, муковисцидозом и пищевыми аллергиями.

Органам управления образованием, руководителям общеобразовательных организаций нужно уделить этому документу самое серьезное внимание, перестроить работу по питанию детей по новым требованиям.

 

Еще один важный стратегический документ - План мероприятий - Дорожная карта по развитию системы среднего профессионального образования Саратовской области до 2024 года, направленный на реализацию задач федеральной Стратегии развития СПО до 2030. Акцент делается на 1) обновление содержания, 2) формирование нового ландшафта сети СПО, 3) целевую поддержку и повышение финансовой устойчивости колледжей,  4) повышение квалификации работников системы СПО и 5) развитие культуры профессиональных соревнований.

Особо отмечу развитие сети федеральных мастерских, соответствующих мировым требованиям. Сейчас их 27, с учетом 8-ми мастерских, которые начнут работу в сентябре. А в 2024 году в области будет создана сеть из 64 мастерских. Таким образом, ведётся целенаправленная работа по модернизации профессионального образования и повышению качества образовательного процесса.

В этом году мы планируем принять участие в апробации федерального проекта «Профессионалитет». Проект предусматривает интенсификацию обучения в организациях СПО путем приоритетной отработки практических навыков и сокращения программ обучения рабочих кадров и специалистов на 1 год. На федеральном уровне определены 9 пилотных отраслей промышленности, совместно с которыми будут разрабатываться новые программы обучения. Участие в пилотной апробации позволит региону органично вступить в реализацию проекта, тем более, что сейчас вокруг него много споров и пока непонятен механизм реализации сокращенных программ, особенно в части программ общего образования.

Еще на что хотелось бы обратить внимание.

Изменены подходы к организации контрольно-надзорной деятельности, теперь основная направленность контрольных мероприятий – профилактика нарушений. С 2022 года в план проверок будут включаться только учреждения, отнесенные к категории высокого риска.

Для учреждений, отнесенных к категории среднего риска, будут осуществляться консультирования и профилактические визиты.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения законодательства, коснувшиеся лицензирования образовательной деятельности:

- осуществлён переход на реестровую модель, в связи с чем отменена выдача лицензий на специальных бланках строгой отчетности;

- сокращены лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам.

В 2021 году продлено автоматически на год действие государственной аккредитации образовательной деятельности.

С 1 марта 2022 года аккредитация становится бессрочной. Но вводятся новые подходы к самой процедуре аккредитации. Оценивать теперь будут не соответствие образовательных программ букве федеральных государственных образовательных стандартов, как это было раньше, а качество подготовки обучающихся.

Отмечу, что в области осуществлена полная автоматизация государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности.

 

Также мы постепенно меняем подходы к формированию бюджета по принципам больших региональных программ, без чего не сможем изменить ситуацию, в том числе по качеству образования.

1) Пример – разработанная программа капитального и текущего ремонта образовательных организаций на 2022-2026 годы, в которую заложена потребность муниципалитетов по ремонту учреждений на почти 11 миллиардов рублей (10,9 млрд. рублей), в том числе 1,4 миллиарда рублей будем предлагать в бюджет на 2022 год. Эта сумма рассчитана по учреждениям, имеющим сметные расчеты либо проектно-сметную документацию.

Именно наличие такой программы позволяет региону принять участие в федеральной программе по капитальному ремонту школ.

Планируется, что в федеральную программу войдут 124 школьных здания.

На 2022 год ведем согласование по 26 объектам. Проектно-сметная документация по ним для включения в программу должна быть
до 1 октября. Хочу обратиться ко всем органам местного самоуправления. Независимо от вхождения в федеральную или областную программу - проектно-сметная документация или локальный сметный расчет должны быть разработаны на каждый объект.

2) В этом году муниципальные и подведомственные государственные образовательные учреждения впервые участвовали в реализации проекта «Школьный двор» (55,5 млн. руб.), а также обеспечивали укрепление материально-технической базы и содержание образовательных учреждений исходя из 2 тыс. рублей на одного. Мы выйдем с предложениями на межведомственную комиссию по бюджету по реализации этих направлений в 2022 году.

3) С 2019 года бюджет развития системы образования включает расходы на реализацию федеральных и региональных проектов, федеральных программ. Только за три года на развитие системы образования направлено 12 миллиардов рублей. В 2022 году на развитие планируется направить еще 3,7 миллиарда рублей.

Главный результат – меняется инфраструктура образования, что создает серьезный задел для повышения его качества, при условии грамотных управленческих решений по эффективному использованию ресурсов.

Реализуемые региональные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» уже создали базу для развития новых технологий и образовательных форматов, дают возможность широко внедрять сетевое образование.

За 2019-2020 годы в 38 сельских районах области создана сеть из 107 Центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Задача муниципалитетов – управленческими решениями перестроить структуру и потоки реализации дополнительных образовательных программ, эффективно используя созданные Точки роста как сетевые центры обучения и детей и педагогов. Что, в свою очередь, повысит доступность дополнительных образовательных программ для детей, проживающих сельской местности. То же относится и к создаваемым с этого года центрам «Точка роста» естественно-научной и технологической направленности. До 2024 года их сеть составит 277 центров.

На сегодня в области 162 отремонтированных спортзала сельских школ, а, значит, на селе действуют 162 спортивных клуба, вовлекающих ребят в регулярные занятия физической культурой и спортом.

К 2024 году будет создана сеть из 4-х кванториумов в Саратове, Балакове и Петровске, а также 4-х центров цифрового образования детей «IT-куб» в Балашове, Вольске, Ершове и Советском районе. А в 2023 году будет создан региональный центр выявления и поддержки одаренных детей по аналогии с Центром «Сириус». Всё перечисленное позволяет создать единую региональную систему работы с одаренными детьми.

Практически все школы и подведомственные профессиональные образовательные организации к 2024 году обновят материально-техническую базу для внедрения цифровой образовательной среды. В настоящее время ведется разработка стратегии цифровой трансформации региона, в которую для перспективного развития системы образования и повышения эффективности управления на различных уровнях планируется включить два проекта: по созданию библиотеки цифрового образовательного контента и системы управления в образовательных организациях на основе анализа больших данных. Что это даст образовательным организациям, педагогам и руководителям? Первое – бесплатный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам через единое окно доступа. Второе – возможность руководителям быстрого принятия управленческих решений на основе достоверных данных цифрового партфолио образовательной организации.

Создается сеть из 64 федеральных мастерских, о чем я уже говорил. С прошлого года действует региональный центр опережающей профессиональной подготовки.

Обновленную инфраструктуру, включающую сеть мастерских для подготовки к будущей профессии детей с ограниченными ниченными возможностями здоровья получают 13 государственных школ, работающих исключительно по адаптированным образовательным программам.

В рамках национальных проектов ведется масштабное строительство школ и детских садов, вводятся новые места, оснащенные самым современным оборудованием. Мы планируем, что за время реализации национального проекта «Образование» - до 2024 года - будет введено 9695 новых школьных мест, из которых 4150 уже введено. А по нацпроекту «Демография» введено 3775 новых дошкольных мест, 1420 вводятся в этом году.   

Каждый год у нас в области к новому учебному году вводятся новые школы. В этом году – это школа для 1100 учеников в микрорайоне «Солнечный» Саратова, и школа на 220 мест в Тепловке Новобурасского района.

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги всего сказанного, можно отметить, что на федеральном и региональном уровнях концептуально меняется отношение к образовательной организации, работа управленцев всех уровней перестраивается на цели оказания адресной поддержки в соответствии с выявленными проблемами.

А системное решение вопросов развития инфраструктуры образования, профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, совершенствования содержания образования, приоритета воспитания в системе образования позволяет построить единое образовательное пространство для повышения качества образования и создания возможностей для самореализации и развития талантов детей.

 

 

Файл: Загрузить

Опубликовано: 27.08.2021

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»