Материал к выступлению
на пресс-конференции на тему: «Подготовка к началу учебного года и реализация нацпроектов в сфере образования»
В настоящее время завершается оценка готовности 1954 образовательных организаций различной подведомственности (912 школ, 784 детских сада, 51 профорганизация, 202 учреждения дополнительного образования, 5 центров). Комиссии работают с начала августа. Сегодня последний день работы комиссий.
Все дети приступят к занятиям 1 сентября (в с. Новозахаркино Петровского района в связи с большим повреждением здания школы, в основном кровли, в первой четверти будут осуществлены ремонтные работы (выделены средства из резервного фонда Правительства области - порядка 6 млн рублей). С 1 сентября организуется подвоз детей (1-4 кл. – 15 чел., 5-9 кл. – 39 чел.) в СОШ № 8 г. Петровска на 2-х автобусах ПАЗ).
В новом учебном году в школах будет более 27 тысяч первоклассников (2020 г. – 26497 первоклассников), общее количество обучающихся – более 250 тысяч человек, на 2 процента выше уровня 2020 года (247547 человек). Вы знаете, что для подготовки к школе семьям выделены федеральные выплаты по 10 тыс. рублей.
В новом учебном году инфраструктура общего образования дополнится двумя новыми зданиями: на 1100 мест в микрорайоне «Солнечный» Саратова и на 220 мест для школьников и 50 мест для дошкольников в селе Тепловка Новобурасского района. Сейчас в учреждениях завершаются отделочные работы и работы по благоустройству территорий. Закуплено и в ближайшее время будет установлено всё необходимое оборудование. Школа в Солнечном Саратова будет открыта как второй корпус лицея «Солярис», что обеспечит обучение в одну смену детей микрорайона. Школа укомплектована обучающимися, дополнительно принято 25 педагогов. В новое здание школы в Тепловке переводятся дети и педагоги из действующих школы и детского сада.
Кроме того, 1 сентября школа имени Рудченко села Перелюб и Основная общеобразовательная православная школа № 2 г. Энгельса примут детей в обновленных, капитально отремонтированных зданиях.
Отмечу, что в области с 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» введено 5 новых школ и пристроек на 4150 мест, 487 рабочих мест. До 1 сентября 2022 года завершится строительство пристроек к школам № 5 и 84 суммарно на 1100 мест (строительство ведется), школы на 825 мест с бассейном в микрорайоне «Иволгино» Саратова (планируют объявить конкурс до 30 августа). Нужно отметить, что школа в Иволгино – новый объект, строительство которого будет начато в этом году по «демографической» субсидии. Решение о выделении средств регионам было принято на федеральном уровне в связи с ростом числа обучающихся в школах. В 2022-23 годах по демографической субсидии будет построена школа на 550 мест с бассейном в Саратове, микрорайон «Ласточкино».
Одна из особенностей этого учебного года, связанная с реализацией национального проекта «Образование», то, что многие образовательные организации с сентября будут работать во вновь созданных инновационных структурах и на обновленном учебном оборудовании.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в Энгельсской школе-интернате № 2 и Саратовской школе-интернате № 4 завершается создание 7 мастерских (2 – швейное дело, 1 – растениеводство, 1 – кулинария, 1 – комплексное обслуживание зданий, 1 – картонажно-переплетное дело), которые позволят нашим особенным ребятам найти свой путь в профессию.
14 сельских школ начнут работу с полностью обновленными спортзалами. Всего такое обновление с 2014 года получили 162 спортзала сельских школ.
Сложное технологическое оборудование по направлениям химия, физика и биология и почти 4 тыс. компьютеров поставляется для создания 68 центров «Точка роста» в сельских школах и внедрения цифровой образовательной среды в 154 образовательных организациях (133 школы и 21 СПО). Таким образом, сеть Точек роста на селе возрастет до 175 центров (107 центров было создано в 2019-2020 гг.), а количество образовательных организаций, обновивших оборудование для цифровой образовательной среды – 256 организаций.
В двух профессиональных образовательных организациях: Саратовском политехническом колледже и Балашовском техникуме механизации сельского хозяйства с нового учебного года заработают 8 мастерских, созданных в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы». Всего количество мастерских, оснащенных современным оборудованиям по мировым стандартам, в области достигнет 27-ми. А в 2024 году их будет уже 64. Напомню, что по национальному проекту «Образование» в 2022-24 годах предусмотрено создание в Саратовской области 37-ми новых учебных мастерских на более чем 179 миллионов рублей.
По нацпроекту «Демография» в области до конца года осуществляется строительство 9 дошкольных объектов на 1420 мест, создается 426 новых рабочих мест.
Всё о чем я сказал, касается развития материальной базы образовательных организаций.
Однако, в новом учебном году будут важные изменения, касающиеся содержания образования и единства образовательного пространства.
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, апробация которых начнется в этом учебном году.
Принципиальная особенность новых стандартов в том, что теперь в содержание каждого предмета входят учебные курсы и модули, детализированы планируемые результаты (в действующих стандартах – просто содержание предметов). С помощью них можно формировать учебный план не только базового, но и углубленного уровня изучения учебных предметов основного общего образования.
Еще одна особенность – в содержание всех предметов начальной школы, а также предметов «математика», «биология» и «физика» основной школы входит раздел «Функциональная грамотность», одним из компонентов которого является финансовая грамотность (всего 4 компонента: естественно-научная, математическая, читательская и финансовая грамотность).
Немаловажно, что в новом стандарте есть готовые рабочие программы по всем учебным предметам, что должно существенно уменьшить нагрузку учителей. Еще одна особенность – есть возможность школам, особенно сельским, принять учебный план, предусматривающий изучение с 5-го класса одного иностранного языка. Сейчас обязательно изучение двух языков.
В апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в наступающем учебном году примут участие 122 школы из каждого муниципального района (городского округа) области.
Мы также планируем принять участие в апробации федерального проекта «Профессионалитет» (направлены предложения по 3-м учреждениям: Поволжский колледж технологий и менеджмента, Энгельсский промышленно-экономический колледж, Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса). Проект предусматривает интенсификацию обучения в организациях СПО путем приоритетной отработки практических навыков и сокращения программ обучения рабочих кадров и специалистов на 1 год. На федеральном уровне определены 9 пилотных отраслей промышленности (металлургическая, атомная, нефтегазовая, горнодобывающая, фармацевтическая, лёгкая промышленность, сельскохозяйственная, машиностроительная, железнодорожная отрасли), совместно с которыми будут разрабатываться новые программы обучения.
С 1 сентября произойдет важное изменение во всех детских садах, школах и профессиональных образовательных организациях России – переход на новые программы воспитания.
На сегодня образовательными организациями области новые программы воспитания разработаны в соответствии с федеральными типовыми примерными рабочими программами.
Главное отличие новых программ: к обязательным модулям воспитания помимо классного руководства, внеурочной деятельности и детских общественных организаций, отнесены школьный урок и школьные медиа. Раньше этого, к сожалению, не было
Целевые ориентиры и направления новых программ воспитания определены региональными стратегическими документами:
- Программой развития воспитания в Саратовской области на 2021–2025 годы (приказ по министерству от 22.06.21 № 1039);
- Планом основных мероприятий на 2021-2027 годы, проводимых в Саратовской области в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства области от 20 мая 2021 года № 131-Пр)
- и Региональным планом мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства области от 13 июля 2021 года №193-Пр).
Главные направления воспитательной работы: патриотическое воспитание, вовлечение детей в добровольческую деятельность, в детские общественные организации, такие как Российское движение школьников, сейчас у нас - 446 отделений, ЮНАРМИЯ – сейчас 174 отряда, юные инспектора движения - 583 отделения. И этот перечень можно продолжать.
Нужно еще сказать о приоритетной роли классных руководителей в школах (13,2 тыс. чел.) и кураторов групп в профессиональных образовательных организациях (1,2 тыс. чел.) в реализации новых воспитательных программ. Их стимулирование осуществляется через федеральные доплаты по 5 тыс. руб. (ФБ – в школах - 1121,6 млн. руб., в СПО – 34,4 млн. руб.), а также областные доплаты (в среднем – 1 тыс. руб.). Ежегодно в области определяются 10 лучших классных руководителей для получения премии «Признание» (по 100 тыс. руб.). В этот году конкурсный отбор также проведен, вручение – на пленарной сессии областного августовского форума 27 августа. Методическую поддержку классных руководителей и кураторов групп осуществляет Саратовский институт развития образования.
Нужно сказать, что на региональном уровне принят ещё ряд стратегических документов, реализация которых начнется в новом учебном году.
Прежде всего, это новая Концепция региональной системы оценки качества образования. Её особенность – мы больше не будем выстраивать рейтинг школ, сравнивать их друг с другом. Теперь по каждой школе будет анализироваться динамика улучшения или ухудшения показателей. То есть школа будет сравниваться сама с собой. А, значит, будет чёткое понимание – какая помощь нужна. Здесь мы будем внедрять механизм наставничества более сильных школ над слабыми, а также тьюторство при повышении квалификации педагогов для оказания адресной помощи сильного учителя более слабому. Такой же подход будет применен и к оценке деятельности муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций. Всё это направлено на преодоление негативных тенденций в вопросах качества образования (по итогам ГИА-2021 будут пересдавать экзамены 5,3% выпускников девятых классов (1114 чел.); 27% школ области (233) - школы с низкими результатами качества образования, 44 школы с признаками необъективности по результатам ВПР).
Отмечу, что с этого учебного года в рамках нацпроекта «Образование» в Саратовском институте развития образования заработает региональный центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, одна из целей которого - персонифицировать образовательные маршруты на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогов и руководителей.
Питание
Ещё один стратегический документ, направленный на сохранение здоровья детей – Региональный стандарт оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся 1-4 классов.
То есть вводится единый подход к организации питания обучающихся начальных классов, независимо от места расположения школы.
Что нового вводит Стандарт? Прежде всего, это меню, соответствующее требованиям по здоровью детей, калорийности и разнообразию блюд, и технологические карты для приготовления блюд, разработанные кафедрой аграрного университета.
Кроме того в Стандарте учтены вопросы организации питания детей, имеющих различные ограничения в питании в связи с состоянием здоровья.
Переход на 5-дневное обучение в школах.
В социальных сетях родительская общественность активно обсуждает тему пятидневной учебной недели. Поэтому хотелось бы обратить внимание на этот вопрос.
Поясняю, что принятие решения о 5-дневном обучении – это исключительная компетенция школы. И приниматься оно должно с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей, педагогов, школьников. При этом 5-дневное обучение может вводиться как в отношении всей школы, так и отдельной параллели, либо в отдельного класса.
При принятии такого решения вносятся изменения в образовательную программу, рабочие программы по предметам, в учебный план и календарный учебный график по учреждению.
Не нужно забывать, что этот вопрос затрагивает темы распределения учебной нагрузки педагогов, их заработной платы.
С учетом этих факторов должно быть понимание, что принятие школой решения о переходе на 5-дневное обучение возможно только до начала учебного года, чтобы не нарушать учебный процесс.
Самое главное, что пятидневка предполагает наличие двух выходных. И здесь нужно понимать, чем будут заняты дети в свободное время, так как не все родители смогут их проконтролировать. А наша задача, наряду с воспитанием, не забывать и о безопасности детей.
Поэтому при принятии решения администрации школы нужно взвесить все «за» и «против», исключить возможные риски.
О новых подходах к организации контрольно-надзорной деятельности расскажет председатель комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования Федоров Алексей Федорович. Отмечу лишь, что теперь основная направленность контрольных мероприятий – профилактика нарушений.
Таким образом, на федеральном и региональном уровнях концептуально меняется отношение к школе, работа управленцев всех уровней перестраивается на цели оказания адресной поддержки в соответствии с выявленными проблемами.
В заключение, отмечу, что новый учебный год в Саратовской области начнется в очном режиме, но с ограничениями из-за ситуации с коронавирусом. Рекомендации Роспотребнадзора предусматривают, как и в прошедшем учебном году, минимизацию контактов между учениками (например, за каждым классом – постоянный кабинет для уроков, для посещения столовой предусмотрен отдельный график). Ну, и конечно, работе в очном формате будет способствовать ответственное отношение и руководителей образовательных организаций и педагогов к вакцинации.
Спасибо за внимание.
Справочно:
Бюджет
Мы меняем подходы к формированию бюджета по принципам больших региональных программ, без чего мы не сможем менять ситуацию, в том числе по качеству образования.
1. Пример – разработанная программа капитального и текущего ремонта образовательных организаций на 2022-2026 годы, в которую мы заложили потребность муниципалитетов по ремонту учреждений на 10,9 млрд. рублей, в том числе 1,4 млрд. рублей на 2022 год по учреждениям, имеющим сметные расчеты либо проектно-сметную документацию.
2022 год – 1,433 млрд. рублей.
2023 год - 2, 845 млрд. рублей
2024 год – 2, 547 млрд. рублей
2025 год – 1 980 млрд. рублей
2026 годов – 2 085 млрд. рублей
Наличие такой программы позволяет региону принять участие в федеральной программе по капитальному ремонту школ.
Планируется, что в федеральную программу войдут 124 школьных здания (ФБ – 98%, ОБ – 2%).
На 2022 год ведем согласование по 26 объектам (ПСД в разработке – до 01.10.2021), что потребует областного софинансирования около 300 млн. рублей.
2. В этом году муниципальные и подведомственные государственные образовательные учреждения впервые участвовали в реализации проекта «Школьный двор» (55,5 млн. руб.), а также обеспечивали укрепление материально-технической базы и содержание образовательных учреждений исходя из 2 тыс. рублей на одного обучающегося (2021 г - 403,2 млн. руб., потребность на 2022 г. 762 млн. руб., в т.ч. на муниципальные образовательные организации – 681 млн. руб., государственные образовательные организации –
81 млн. руб.). Мы выйдем с предложениями на межведомственную комиссию по бюджету по реализации этих направлений в 2022 году.
3. В бюджет 2022 года включаются расходы на реализацию направлений национальных проектов «Образование» и «Демография», государственных программ Российской Федерации в сумме 3,7 млрд рублей (3,4 млн. руб. уже включены). Среди расходов:
1,0 млрд. руб. - на создание 2575 новых мест в 5 объектах школ (Иволгино, Ласточкино, пристойки к СОШ № 5, 84 г. Саратова, школа в селе Мизино-Лапшиновка Татищевского района) (с вводом в 2022 году 3 объектов на 1925 мест);
103,5 млн. руб. - создание 66 точек роста; 14,8 млн. руб. - ремонт спортзалов 11 сельских школ;
285,2 млн. руб. – на оснащение для введения ЦОС в 180 школах;
17,4 млн. руб. – на создание в г. Вольск Центра
«IT-куб»;
21,4 млн. руб. – на создание на базе СОШ № 27 г. Балаково детского технопарка «Кванториум»;
4,6 млн. руб. на создание в 14 муниципальных районах 372-х новых мест по реализации дополнительных образовательных программ;
2,5 млн. руб. на создание 20 новых дошкольных мест в частной образовательной организации;
1,1 млрд. рублей на доплаты за классное руководство в школах и СПО; 992,3 млн. руб. на организацию горячего питания в 1-4 классах;
28,0 млн. руб. – на замещение 28 вакансий в рамках проекта «Земский учитель»;
17,1 млн. руб. – на выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2,0 млн. руб. – по госпрограмме «Доступная среда»;
20,8 млн. руб. - на реализацию переданных полномочий;
76,0 млн. руб. - на создание 12 мастерских в СПО и оснащение профессиональных образовательных организаций.
Предложения
в федеральную программу капитального ремонта школ на 2022 год
(в соответствии с федеральной статистикой ОО-2)
п/п Наименование района Наименование объекта 1
Базарный Карабулак
МБОУ «СОШ имени Героя Советского Союза И.Н. Сытова с. Липовка»
2Балашовский
МОУ СОШ №7
3Воскресенский
МОУ "СОШ с.Воскресенское"
4Духовницкий
МОУ "СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области"
5Екатериновский
МОУ СОШ № 2 р.п. Екатериновка
6Ершовский
МОУ "СОШ с.Краснянка Ершовского района Саратовской области"
7Ивантеевский
МОУ "СОШ с. Ивантеевка им. И.Ф. Дрёмова""
8Ивантеевский
МОУ "СОШ п. Знаменский"
9Красноармейский
МБОУ "СОШ № 8 г. Красноармейска"
10Краснопартизанский
МОУ «СОШ с. Милорадовка»
11Марксовский
МОУ-СОШ № 1 г.Маркса
12Марксовский
МОУ-СОШ №3 г.Маркса
13Марксовский
МОУ-СОШ №6 г.Маркса
14МО п. Михайловский
МОУ "СОШ МО пос. Михайловский"
15Новоузенский
МОУ СОШ № 8 г.Новоузенска
16Озинский
МОУ "СОШ п. Сланцевый Рудник" Озинского района Саратовской области
17Озинский
МОУ "СОШ с. Старые Озинки" Озинского района Саратовской области
18Перелюбский
МБОУ "СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб " (здание начальной школы)
19Турковский
МОУ СОШ с. Перевесинка
20Турковский
МОУ СОШ имени С.М. Иванова р.п. Турки
21Хвалынский
МОУ СОШ с. Сосновая Маза
22город Саратов
МОУ "СОШ № 18 УИП
23город Саратов
МОУ "СОШ №2 УИП им. В.П. Тихонова"
24город Саратов
МОУ "СОШ № 84"
25город Саратов
МОУ "СОШ № 5"
26город Саратов
МАОУ «Физико-технический лицей №1»
Опубликовано: 18.08.2021