Выступление исполняющего обязанности министра образования области на пресс-конференцииНазад

Материал к выступлению

на пресс-конференции на тему: «Подготовка к началу учебного года и реализация нацпроектов в сфере образования»

 

В настоящее время завершается оценка готовности 1954 образовательных организаций различной подведомственности (912 школ, 784 детских сада, 51 профорганизация, 202 учреждения дополнительного образования, 5 центров). Комиссии работают с начала августа. Сегодня последний день работы комиссий.

Все дети приступят к занятиям 1 сентября (в с. Новозахаркино Петровского района в связи с большим повреждением здания школы, в основном кровли, в первой четверти будут осуществлены ремонтные работы (выделены средства из резервного фонда Правительства области - порядка 6 млн рублей). С 1 сентября организуется подвоз детей (1-4 кл. – 15 чел., 5-9 кл. – 39 чел.) в СОШ № 8 г. Петровска на 2-х автобусах ПАЗ).

В новом учебном году в школах будет более 27 тысяч первоклассников (2020 г. – 26497 первоклассников), общее количество обучающихся – более 250 тысяч человек, на 2 процента выше уровня 2020 года (247547 человек). Вы знаете, что для подготовки к школе семьям выделены федеральные выплаты по 10 тыс. рублей.

В новом учебном году инфраструктура общего образования дополнится двумя новыми зданиями: на 1100 мест в микрорайоне «Солнечный» Саратова и на 220 мест для школьников и 50 мест для дошкольников в селе Тепловка Новобурасского района. Сейчас в учреждениях завершаются отделочные работы и работы по благоустройству территорий. Закуплено и в ближайшее время будет установлено всё необходимое оборудование. Школа в Солнечном Саратова будет открыта как второй корпус лицея «Солярис», что обеспечит обучение в одну смену детей микрорайона. Школа укомплектована обучающимися, дополнительно принято 25 педагогов. В новое здание школы в Тепловке переводятся дети и педагоги из действующих школы и детского сада.

Кроме того, 1 сентября школа имени Рудченко села Перелюб и Основная общеобразовательная православная школа № 2 г. Энгельса примут детей в обновленных, капитально отремонтированных зданиях.

Отмечу, что в области с 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» введено 5 новых школ и пристроек на 4150 мест, 487 рабочих мест. До 1 сентября 2022 года завершится строительство пристроек к школам № 5 и 84 суммарно на 1100 мест (строительство ведется), школы на 825 мест с бассейном в микрорайоне «Иволгино» Саратова (планируют объявить конкурс до 30 августа). Нужно отметить, что школа в Иволгино – новый объект, строительство которого будет начато в этом году по «демографической» субсидии. Решение о выделении средств регионам было принято на федеральном уровне в связи с ростом числа обучающихся в школах. В 2022-23 годах по демографической субсидии будет построена школа на 550 мест с бассейном в Саратове, микрорайон «Ласточкино».

Одна из особенностей этого учебного года, связанная с реализацией национального проекта «Образование», то, что многие образовательные организации с сентября будут работать во вновь созданных инновационных структурах и на обновленном учебном оборудовании.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в Энгельсской школе-интернате № 2 и Саратовской школе-интернате № 4 завершается создание 7 мастерских (2 – швейное дело, 1 – растениеводство, 1 – кулинария, 1 – комплексное обслуживание зданий, 1 – картонажно-переплетное дело), которые позволят нашим особенным ребятам найти свой путь в профессию.

14 сельских школ начнут работу с полностью обновленными спортзалами. Всего такое обновление с 2014 года получили 162 спортзала сельских школ.

Сложное технологическое оборудование по направлениям химия, физика и биология и почти 4 тыс. компьютеров поставляется для создания 68 центров «Точка роста» в сельских школах и внедрения цифровой образовательной среды в 154 образовательных организациях (133 школы и 21 СПО). Таким образом, сеть Точек роста на селе возрастет до 175 центров (107 центров было создано в 2019-2020 гг.), а количество образовательных организаций, обновивших оборудование для цифровой образовательной среды – 256 организаций.

В двух профессиональных образовательных организациях: Саратовском политехническом колледже и Балашовском техникуме механизации сельского хозяйства с нового учебного года заработают 8 мастерских, созданных в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы». Всего количество мастерских, оснащенных современным оборудованиям по мировым стандартам, в области достигнет 27-ми. А в 2024 году их будет уже 64. Напомню, что по национальному проекту «Образование» в 2022-24 годах предусмотрено создание в Саратовской области 37-ми новых учебных мастерских на более чем 179 миллионов рублей.

По нацпроекту «Демография» в области до конца года осуществляется строительство 9 дошкольных объектов на 1420 мест, создается 426 новых рабочих мест.

Всё о чем я сказал, касается развития материальной базы образовательных организаций.

Однако, в новом учебном году будут важные изменения, касающиеся содержания образования и единства образовательного пространства.

Министерством просвещения Российской Федерации разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, апробация которых начнется в этом учебном году.

Принципиальная особенность новых стандартов в том, что теперь в содержание каждого предмета входят учебные курсы и модули, детализированы планируемые результаты (в действующих стандартах – просто содержание предметов). С помощью них можно формировать учебный план не только базового, но и углубленного уровня изучения учебных предметов основного общего образования.

Еще одна особенность – в содержание всех предметов начальной школы, а также предметов «математика», «биология» и «физика» основной школы входит раздел «Функциональная грамотность», одним из компонентов которого является финансовая грамотность (всего 4 компонента: естественно-научная, математическая, читательская и финансовая грамотность).

Немаловажно, что в новом стандарте есть готовые рабочие программы по всем учебным предметам, что должно существенно уменьшить нагрузку учителей. Еще одна особенность – есть возможность школам, особенно сельским, принять учебный план, предусматривающий изучение с 5-го класса одного иностранного языка. Сейчас обязательно изучение двух языков.

В апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в наступающем учебном году примут участие 122 школы из каждого муниципального района (городского округа) области.

Мы также планируем принять участие в апробации федерального проекта «Профессионалитет» (направлены предложения по 3-м учреждениям: Поволжский колледж технологий и менеджмента, Энгельсский промышленно-экономический колледж, Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса). Проект предусматривает интенсификацию обучения в организациях СПО путем приоритетной отработки практических навыков и сокращения программ обучения рабочих кадров и специалистов на 1 год. На федеральном уровне определены 9 пилотных отраслей промышленности (металлургическая, атомная, нефтегазовая, горнодобывающая, фармацевтическая, лёгкая промышленность, сельскохозяйственная, машиностроительная, железнодорожная отрасли), совместно с которыми будут разрабатываться новые программы обучения.

С 1 сентября произойдет важное изменение во всех детских садах, школах и профессиональных образовательных организациях России – переход на новые программы воспитания.

На сегодня образовательными организациями области новые программы воспитания разработаны в соответствии с федеральными типовыми примерными рабочими программами.

Главное отличие новых программ: к обязательным модулям воспитания помимо классного руководства, внеурочной деятельности и детских общественных организаций, отнесены школьный урок и школьные медиа. Раньше этого, к сожалению, не было

Целевые ориентиры и направления новых программ воспитания определены региональными стратегическими документами:

- Программой развития воспитания в Саратовской области на 2021–2025 годы (приказ по министерству от 22.06.21 № 1039);

- Планом основных мероприятий на 2021-2027 годы, проводимых в Саратовской области в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства области от 20 мая 2021 года № 131-Пр)

- и Региональным планом мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства области от 13 июля 2021 года №193-Пр).

Главные направления воспитательной работы: патриотическое воспитание, вовлечение детей в добровольческую деятельность, в детские общественные организации, такие как Российское движение школьников, сейчас у нас - 446 отделений, ЮНАРМИЯ – сейчас 174 отряда, юные инспектора движения - 583 отделения. И этот перечень можно продолжать.

Нужно еще сказать о приоритетной роли классных руководителей в школах (13,2 тыс. чел.) и кураторов групп в профессиональных образовательных организациях (1,2 тыс. чел.) в реализации новых воспитательных программ. Их стимулирование осуществляется через федеральные доплаты по 5 тыс. руб. (ФБ – в школах - 1121,6 млн. руб., в СПО – 34,4 млн. руб.), а также областные доплаты (в среднем – 1 тыс. руб.). Ежегодно в области определяются 10 лучших классных руководителей для получения премии «Признание» (по 100 тыс. руб.). В этот году конкурсный отбор также проведен, вручение – на пленарной сессии областного августовского форума 27 августа. Методическую поддержку классных руководителей и кураторов групп осуществляет Саратовский институт развития образования.

 

Нужно сказать, что на региональном уровне принят ещё ряд стратегических документов, реализация которых начнется в новом учебном году.

Прежде всего, это новая Концепция региональной системы оценки качества образования. Её особенность – мы больше не будем выстраивать рейтинг школ, сравнивать их друг с другом. Теперь по каждой школе будет анализироваться динамика улучшения или ухудшения показателей. То есть школа будет сравниваться сама с собой. А, значит, будет чёткое понимание – какая помощь нужна. Здесь мы будем внедрять механизм наставничества более сильных школ над слабыми, а также тьюторство при повышении квалификации педагогов для оказания адресной помощи сильного учителя более слабому. Такой же подход будет применен и к оценке деятельности муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций. Всё это направлено на преодоление негативных тенденций в вопросах качества образования (по итогам ГИА-2021 будут пересдавать экзамены 5,3% выпускников девятых классов (1114 чел.); 27% школ области (233) - школы с низкими результатами качества образования, 44 школы с признаками необъективности по результатам ВПР).

Отмечу, что с этого учебного года в рамках нацпроекта «Образование» в Саратовском институте развития образования заработает региональный центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, одна из целей которого - персонифицировать образовательные маршруты на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогов и руководителей.

 

Питание

Ещё один стратегический документ, направленный на сохранение здоровья детей – Региональный стандарт оказания услуги по   обеспечению горячим питанием обучающихся 1-4 классов.

То есть вводится единый подход к организации питания обучающихся начальных классов, независимо от места расположения школы.

Что нового вводит Стандарт? Прежде всего, это меню, соответствующее требованиям по здоровью детей, калорийности и разнообразию блюд, и технологические карты для приготовления блюд, разработанные кафедрой аграрного университета.

Кроме того в Стандарте учтены вопросы организации питания детей, имеющих различные ограничения в питании в связи с состоянием здоровья.

 

Переход на 5-дневное обучение в школах.

В социальных сетях родительская общественность активно обсуждает тему пятидневной учебной недели. Поэтому хотелось бы обратить внимание на этот вопрос.

Поясняю, что принятие решения о 5-дневном обучении – это исключительная компетенция школы. И приниматься оно должно с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей, педагогов, школьников. При этом 5-дневное обучение может вводиться как в отношении всей школы, так и отдельной параллели, либо в отдельного класса.

При принятии такого решения вносятся изменения в образовательную программу, рабочие программы по предметам, в учебный план и календарный учебный график по учреждению.

Не нужно забывать, что этот вопрос затрагивает темы распределения учебной нагрузки педагогов, их заработной платы.

С учетом этих факторов должно быть понимание, что принятие школой решения о переходе на 5-дневное обучение возможно только до начала учебного года, чтобы не нарушать учебный процесс.

Самое главное, что пятидневка предполагает наличие двух выходных. И здесь нужно понимать, чем будут заняты дети в свободное время, так как не все родители смогут их проконтролировать. А наша задача, наряду с воспитанием, не забывать и о безопасности детей.

Поэтому при принятии решения администрации школы нужно взвесить все «за» и «против», исключить возможные риски.

 

О новых подходах к организации контрольно-надзорной деятельности расскажет председатель комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования Федоров Алексей Федорович. Отмечу лишь, что теперь основная направленность контрольных мероприятий – профилактика нарушений.

 

Таким образом, на федеральном и региональном уровнях концептуально меняется отношение к школе, работа управленцев всех уровней перестраивается на цели оказания адресной поддержки в соответствии с выявленными проблемами.

 

В заключение, отмечу, что новый учебный год в Саратовской области начнется в очном режиме, но с ограничениями из-за ситуации с коронавирусом. Рекомендации Роспотребнадзора предусматривают, как и в прошедшем учебном году, минимизацию контактов между учениками (например, за каждым классом – постоянный кабинет для уроков, для посещения столовой предусмотрен отдельный график). Ну, и конечно, работе в очном формате будет способствовать ответственное отношение и руководителей образовательных организаций и педагогов к вакцинации.

 

Спасибо за внимание.

 

Справочно:

Бюджет

Мы меняем подходы к формированию бюджета по принципам больших региональных программ, без чего мы не сможем менять ситуацию, в том числе по качеству образования.

1. Пример – разработанная программа капитального и текущего ремонта образовательных организаций на 2022-2026 годы, в которую мы заложили потребность муниципалитетов по ремонту учреждений на 10,9 млрд. рублей, в том числе 1,4 млрд. рублей на 2022 год по учреждениям, имеющим сметные расчеты либо проектно-сметную документацию.

2022 год – 1,433 млрд. рублей.

2023 год - 2, 845 млрд. рублей

2024 год – 2, 547 млрд. рублей

2025 год – 1 980 млрд. рублей

2026 годов – 2 085 млрд. рублей

Наличие такой программы позволяет региону принять участие в федеральной программе по капитальному ремонту школ.

Планируется, что в федеральную программу войдут 124 школьных здания (ФБ – 98%, ОБ – 2%).

На 2022 год ведем согласование по 26 объектам (ПСД в разработке – до 01.10.2021), что потребует областного софинансирования около 300 млн. рублей.

 

2. В этом году муниципальные и подведомственные государственные образовательные учреждения впервые участвовали в реализации проекта «Школьный двор» (55,5 млн. руб.), а также обеспечивали укрепление материально-технической базы и содержание образовательных учреждений исходя из 2 тыс. рублей на одного обучающегося (2021 г - 403,2 млн. руб., потребность на 2022 г. 762 млн. руб., в т.ч. на муниципальные образовательные организации – 681 млн. руб., государственные образовательные организации –
81 млн. руб.). Мы выйдем с предложениями на межведомственную комиссию по бюджету по реализации этих направлений в 2022 году.

 

3. В бюджет 2022 года включаются расходы на реализацию направлений национальных проектов «Образование» и «Демография», государственных программ Российской Федерации в сумме 3,7 млрд рублей (3,4 млн. руб. уже включены). Среди расходов:

1,0 млрд. руб. - на создание 2575 новых мест в 5 объектах школ (Иволгино, Ласточкино, пристойки к СОШ № 5, 84 г. Саратова, школа в селе Мизино-Лапшиновка Татищевского района) (с вводом в 2022 году 3 объектов на 1925 мест);

103,5 млн. руб. - создание 66 точек роста; 14,8 млн. руб. - ремонт спортзалов 11 сельских школ;

285,2 млн. руб. – на оснащение для введения ЦОС в 180 школах;

17,4 млн. руб. – на создание в г. Вольск Центра
«IT-куб»;

21,4 млн. руб. – на создание на базе СОШ № 27 г. Балаково детского технопарка «Кванториум»;

4,6 млн. руб. на создание в 14 муниципальных районах 372-х новых мест по реализации дополнительных образовательных программ;

2,5 млн. руб. на создание 20 новых дошкольных мест в частной образовательной организации;

1,1 млрд. рублей на доплаты за классное руководство в школах и СПО; 992,3 млн. руб. на организацию горячего питания в 1-4 классах;

28,0 млн. руб. – на замещение 28 вакансий в рамках проекта «Земский учитель»;

17,1 млн. руб. – на выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2,0 млн. руб. – по госпрограмме «Доступная среда»;

20,8 млн. руб. - на реализацию переданных полномочий;

76,0 млн. руб. - на создание 12 мастерских в СПО и оснащение профессиональных образовательных организаций.

 

Предложения

в федеральную программу капитального ремонта школ на 2022 год

(в соответствии с федеральной статистикой ОО-2)

п/п Наименование района Наименование объекта 1

Базарный Карабулак

МБОУ «СОШ имени Героя Советского Союза И.Н. Сытова с. Липовка»

2

Балашовский

МОУ СОШ №7

3

Воскресенский

МОУ "СОШ с.Воскресенское"

4

Духовницкий

МОУ "СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области"

5

Екатериновский

МОУ СОШ № 2 р.п. Екатериновка

6

Ершовский

МОУ "СОШ с.Краснянка Ершовского района Саратовской области"

7

Ивантеевский

МОУ "СОШ с. Ивантеевка им. И.Ф. Дрёмова""

8

Ивантеевский

МОУ "СОШ п. Знаменский"

9

Красноармейский

МБОУ "СОШ № 8 г. Красноармейска"

10

Краснопартизанский

МОУ «СОШ с. Милорадовка»

11

Марксовский

МОУ-СОШ № 1 г.Маркса

12

Марксовский

МОУ-СОШ №3 г.Маркса

13

Марксовский

МОУ-СОШ №6 г.Маркса

14

МО п. Михайловский

МОУ "СОШ МО пос. Михайловский"

15

Новоузенский

МОУ СОШ № 8 г.Новоузенска

16

Озинский

МОУ "СОШ п. Сланцевый Рудник" Озинского района Саратовской области

17

Озинский

МОУ "СОШ с. Старые Озинки" Озинского района Саратовской области

18

Перелюбский

МБОУ "СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб " (здание начальной школы)

19

Турковский

МОУ СОШ с. Перевесинка

20

Турковский

МОУ СОШ имени С.М. Иванова р.п. Турки

21

Хвалынский

МОУ СОШ с. Сосновая Маза

22

город Саратов

МОУ "СОШ № 18 УИП

23

город Саратов

МОУ "СОШ №2 УИП им. В.П. Тихонова"

24

город Саратов

МОУ "СОШ № 84"

25

город Саратов

МОУ "СОШ № 5"

26

город Саратов

МАОУ «Физико-технический лицей №1»

 

Опубликовано: 18.08.2021

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»