В Саратовской области созданы все необходимые законодательные, кадровые, финансовые условия, обеспечивающие деятельность органов опеки и попечительства. В нашей области полномочиями по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления. Сегодня в муниципальных районах работают 140 специалистов по опеке и попечительству.
В 32 муниципальных районах области и в 6 районах г. Саратова специалисты по опеке и попечительству являются штатными сотрудниками администраций районов, в 7 муниципальных районах – органов управления образования и в 2 муниципальных районах отдельная структура (управление по опеке и попечительству – Вольский и Энгельсский муниципальные районы).
В рамках областного законодательства осуществляется финансовое обеспечение деятельности органов опеки и контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.
Общий объем субвенций направленных в 2021 году местным бюджетам на осуществление полномочий составил 74,7 млн. рублей, что выше 2020 года на 8,6% (2020 год – 68,8 млн. рублей. На сегодня исполнение составило 75% (56,0 млн. рублей), до конца года планируется 100%.
Контроль включает в себя во – первых проверки деятельности органов местного самоуправления.
Плановые проверки органа местного самоуправления проводятся в виде выездной либо документарной, не чаще 1 раза в 2 года (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Все плановые проверки согласовываются с прокуратурой области.
В соответствии федеральным законодательством и административным регламентом все действия по проведению проверок заносятся в информационную систему Генеральной прокуратуры «Единый реестр проверок», а также направляются в прокуратуру области.
По итогам контрольных мероприятий в адрес глав администраций муниципальных районов выносятся предписания об устранении выявленных нарушений.
За этот год план по проверкам выполнен в полном объеме. Проведено 6 плановых проверок (Марксовский, Балтайский, Озинский, Аркадакский, Ершовский муниципальные районы и ЗАТО Светлый) и выдано 6 предписаний по устранению выявленных нарушений (в 2020 году – 7 проверок, выдано 7 предписаний).
Типичные нарушения, это:
ненадлежащее ведение государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (не соблюдаются сроки подачи информации и анкеты на ребенка, сроки обновления информации);
ненадлежащая организация подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание;
ненадлежащее осуществление проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных (не соблюдаются сроки проведения проверок, проверки носят формальный характер);
ненадлежащее представление интересов несовершеннолетних в суде.
Кроме того, нами проводятся проверки по каждому поступившему обращению от граждан, на действия, бездействия органов опеки и попечительства. В результате 35 таких проверок, выявлено 6 фактов ненадлежащего исполнения специалистами по опеке и попечительству должностных обязанностей. По каждому такому факту в адрес глав администраций были направлены письма о принятии мер по недопущению нарушении и о принятии мер дисциплинарного характера к специалистам.
Следует отметить, что за 2020 год из 29 обращений нарушений не выявлено.
Наибольшее количество жалоб поступает на органы опеки Балаковского, Вольского, Федоровского, Ртищевского муниципальных районов и Ленинского района города Саратова.
Всего за истекший период этого года 23 специалиста органов опеки и попечительства муниципальных районов области привлечены к дисциплинарной ответственности (20 замечаний, 2 выговора и 1 предупреждение).
Второе направление контроля – это мониторинги.
В целях оценки результативности и эффективности деятельности органов опеки и попечительства нами утверждены формы отчетов, результаты которых направляются в федеральные, региональные органы исполнительной власти, в прокуратуру области.
(ежегодный федеральный статистический отчет по форме № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
ежеквартальный отчет о количестве граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание и прошедших подготовку,
ежеквартальный отчет по сохранению, содержанию и ремонту пустующих жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения,
ежемесячный отчет по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защите личных и имущественных прав несовершеннолетних.)
Министерство просвещения Российской Федерации оценивает деятельность органов опеки и попечительства по следующим показателям:
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детского населения,
доля выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, как результат профилактики социального сиротства,
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
За 10 месяцев этого года нам удалось достичь положительной динамики по следующим показателям:
на 4% сократилась численность учтенных в области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 7313 до 7046 чел.);
на 3% сократилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в региональном банке данных (с 530 до 516 детей),
842 ребенка передано на семейные формы воспитания, что превышает численность выявленных детей (543) на 55,1%;
на 15% сократилось количество детей, в отношении которых опекуны отказались от исполнения своих обязанностей.
Положительные результаты по данным показателям достигнуты в следующих муниципальных районах: Аркадакский, Базарнокарабулакский, Балашовский, Дергачевский, Новоузенский, Пугачевский, Ртищевский, Саратовский, Энгельсский муниципальные районы и Волжский, Кировский, Октябрьский, Ленинский районы г. Саратова.
Отрицательная динамика сложилась в таких районах, как: Красноармейский, Краснопартизанский, Перелюбский, Питерский, Ровенский муниципальные районы.
Вместе с тем, негативным является тот факт, что на 28% увеличилась численность вновь выявленных детей-сирот в связи со смертью родителей (со149 до 206 детей).
И основное третье направление – это нормативно-правовое регулирование и методическое обеспечение деятельности органов опеки и попечительства.
На региональном уровне действуют 16 законов и подзаконных актов, 10 административных регламентов по всем направлениям опеки и попечительства несовершеннолетних.
На сайте министерства размещаются и обновляются нормативно-правовые документы и методические рекомендации для осуществления специалистами деятельности.
В последние несколько лет, с учетом имеющихся правовых норм, установленных федеральным законодательством, прослеживается увеличение компетенций специалистов по опеке:
расширение категорий судебных дел с участием специалистов органов опеки и попечительства;
увеличение категорий дел с иностранным участием (детей и взрослых). Постоянно увеличивается число международных актов, на основе которых строится работа.
Для решения многих зачастую нестандартных задач по защите прав детей, специалистам по опеке требуются особые юридические знания и систематическое повышение квалификации.
Совместно с областным институтом развития образования мы проводим обучение специалистов по опеке нашего региона. За три года обучены все специалисты.
В среднем каждый специалист по опеке повышает квалификацию 1 раз в 3 года.
Регулярно проводятся семинары, совещания со специалистами с участием представителей различных ведомств.
Впервые в этом году был проведен областной конкурс профессионального мастерства среди специалистов по опеке и попечительству.
По итогам работы жюри определены победитель и призеры, которые были награждены благодарностью министерства образования и ценными подарками.
(I место - начальник отдела опеки и попечительства администрации Новоузенского района Ирина Шапкарина,
II - заведующий сектором опеки и попечительства администрации Ершовского района Александр Колтунов,
III - консультант управления опеки и попечительства администрации Энгельсского района Оксана Снисаренко.)
Все вышеперечисленное направлено, прежде всего, на эффективное исполнение органами опеки деятельности по защите прав и интересов детей.
Работа специалистов по опеке и попечительству многопланова, ее объем постоянно увеличивается. В настоящее время федеральным законодательством на опеку возложено более 60 функций и полномочий, региональным – ещё порядка 39, зачастую несвойственных опеке.
В последнее время образ специалиста по опеке благодаря многочисленным публикациям в СМИ стал однообразно негативным.
Сформировать позитивный, положительный имидж органов опеки в общественном сознании можно только планомерной системной работой, которая продолжится и в 2022 году.
2-3 декабря этого года прошло Всероссийское совещание Министерства просвещения с руководителями органов опеки и попечительства регионов, где обсуждались вопросы по реформированию органов опеки и попечительства, а также по переходу к единой подведомственности органов опеки и организаций для детей-сирот до 2024 года.
Файл: ЗагрузитьОпубликовано: 06.12.2021