Уважаемые участники Форума!
Думаю, нужно сказать большое спасибо за возможность из первых уст услышать о задачах и мерах на федеральном уровне по развитию системы образования.
Итоги Форума
Сегодня мы завершаем наш, практически двухнедельный марафон сессий, треков, переговорных площадок регионального Форума, прошедших с 18 по 26 августа. Более 20 тысяч педагогов, управленцев, общественников, экспертов очень подробно обсудили важные темы для федеральной и региональной повестки: «Идеология современного воспитания», «Новые подходы кадровой политики региона», «Построение единого образовательного пространства», «Новые вызовы в развитии профессионального образования», «Переход к цифровому образованию».
Ценно то, что мы вырабатываем региональные подходы к решению задач, основываясь на общей стратегии развития образования.
Одним из основных результатов работы Форума является создание Паспорта по построению единого образовательного пространства региона, который включает в себя чек-листы педагогам и управленцам для готовности к конкретным действиям по федеральному проекту «Школа Минпросвещения России». Они доступны на сайте областного института развития образования и в материалах у наших гостей.
Еще один результат работы Форума - то, что практически каждый его участник, включая всех директоров школ, понял необходимость модернизации всей системы работы, внедрения единых подходов.
Основные проблемы. Качественное развитие сети
Единое образовательное пространство – это не просто декламация намерений. Это большая работа, направленная на повышение качества образования и воспитания!
Потенциал в этой работе у региона большой, но и много проблемных вопросов, связанных, в том числе, со спецификой Саратовской области: при площади более 100 тысяч кв. км (– небольшая плотность населения и значительная удаленность населённых пунктов – в среднем более 50 километров. 74 процента муниципальных школ - в сельской местности, 26 процентов - школы с низкими образовательными результатами. Наряду с этим – дефицит и проблемы качества педагогических и руководящих кадров. Результаты выпускников подтверждают необходимость точечной, адресной работы.
Но главная проблема, которая долгое время сдерживала качественное развитие системы общего образования региона – неэффективность сети школ. По этому показателю мы находимся на последних позициях. По статистике на январь 2022 года 56,6 процентов муниципальных школ являлись малокомплектными, со средней численностью обучающихся 44 человека, а в ряде школ – 5-6 человек. Особое опасение вызывают школы, где в старших классах обучается до 5 человек – это почти 40
процентов от общего количества малокомплектных школ. Эти школы, в основной массе расположенные в сельской местности, испытывают острый дефицит учителей-предметников, как правило, один учитель ведет по 3-4 предмета и более из разных предметных областей.
Поэтому понимание, что нужно изменить сеть у министерства образования области было. При этом мы знали четкие установки и Ваши, Роман Викторович, и депутатов фракции «Единая Россия» областной Думы – ни одно село не должно лишиться школы!
Решение нашли в создании образовательных комплексов с базовыми учреждениями и филиалами. На сегодня можно констатировать, что изменения уже затронули 54 процента малокомплектных школ (265), где приняты положительные решения сходов граждан и изданы постановления муниципальных администраций.
В результате ни один учитель не был уволен. Ни один ученик без желания родителей не изменил место обучения.
Наряду с этим у слабых учреждений появились возможности повысить качество образования благодаря использованию материальной базы, учебно-методических разработок базовых организаций, работе с детьми и учителями филиалов опытных педагогов.
Помимо прочего сбалансирован бюджет, сокращена доля неэффективных расходов.
Отмечу, что совместная работа с главами районов не позволила политизировать этот процесс. Не допущено серьезных социальных всплесков, что подтверждают данные Центра управления регионом.
Мониторинги. Работа по устранению выявленных проблем
Отмечу, что на федеральном уровне сейчас осуществляется целенаправленная работа, позволяющая точечно выявлять проблемы регионального и муниципального уровней для их устранения. Это, прежде всего, мотивирующий мониторинг и мониторинги оценки механизмов управления качеством образования. Второй год мы выстраиваем управленческие механизмы под требования этих мониторингов, тем самым внедряя единые подходы.
Не могу не отметить, что результаты мониторинга оценки муниципальных механизмов управления качеством образования, проведенного Министерством просвещения России впервые в 2021 году, во многом легли в основу изменений структуры сети школ в регионе.
В «красную зону» вошли 12 (28,6%) районов области.
Результаты мониторинга рассмотрены на коллегии министерства. Для муниципальных управленческих команд проведено 8 вебинаров по каждому направлению мониторинга. Организована адресная помощь специалистами института. Районам направлены примерные локальные акты, включая муниципальную концепцию управления качеством образования, критерии и показатели оценки муниципальных управленческих механизмов. Несомненно, эта работа повлияет на качество управленческой деятельности муниципальных команд.
То есть проводится такая же работа, что и по устранению пробелов в региональных управленческих механизмах, выявленных в ходе федерального мониторинга. Благодаря тому, что в 2021 году министерством образования области были приняты важные стратегические документы, прежде всего, обновлена Концепция региональной системы оценки качества образования, мы по данному направлению получили 72 балла (784,0%), что соответствует 17 позиции среди субъектов РФ и 4 позиции в ПФО.
Оценка эффективности руководителей
Коллеги!
В основу управленческих решений должны быть положены не погоня за лозунгами, а обоснованное прогнозирование плановых значений и системное развитие. Обеспечить позитивную динамику способны руководители и управленческие команды, мыслящие стратегически, способные ответственно ставить амбициозные цели и достигать их.
Сегодня мы вплотную подошли к формированию единых региональных подходов к оценке деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций. В новом учебном году их деятельность будет оцениваться через систему ключевых показателей, прошедших обсуждение во всех районах области. Результаты могут быть использованы в системе аттестации и назначения на должность «руководителя», в качестве механизмов стимулирования, а также помогут выявить управленческие дефициты и организовать адресную помощь. Какую цель мы ставим? Чтобы руководитель хотел менять учреждение под потребности детей. И тогда будут меняться управленческая и педагогическая команды и повысится качество образования.
В основу системы показателей положены показатели мотивирующего мониторинга, оценки региональных и муниципальных управленческих механизмов, открытые данные образовательной организации. То есть сбор дополнительной информации не потребуется.
Это также позволит мотивировать к профессиональному росту и руководителей муниципальных органов управления образованием. Регион использует в полном объеме обязанность согласовывать их назначение на должность на федеральном уровне. Однако сегодня мы видим, что в муниципальных образованиях существует дефицит резерва управленческих кадров. И с этим вопросом будем серьезно работать.
Единое образовательное пространство. Образование и воспитание
Коллеги!
Наш образовательный форум наглядно показал, что педагогическое сообщество полностью поддерживает линию Министерства просвещения России на единое образовательное пространство, устранение отличий учебных программ в разный школах. Считаем, что государство должно координировать деятельность учреждений всех организационно-правовых форм.
В настоящее время 100 процентов школ области прошли самодиагностику по всем сферам школьной жизни, включая вопросы качества знаний, воспитательной работы, здорового питания, школьного расписания, поурочного планирования.
По Вашему поручению, Роман Викторович, уже отобраны учреждения, которые с нового учебного года будут работать на результаты проекта «Школа Минпросвещения России»: это 25 школ, среди которых 6-ть по инициативе педагогических коллективов к 1 сентября переданы на региональный уровень. Передача школ - вопрос деликатный. Главное в нем – открытость. Разработаны критерии перехода муниципальных школ в ведение региона, которые прошли обсуждение в педагогической среде. Процесс будет продолжен в следующем году.
Мы это делаем, чтобы решить еще одну проблему. К сожалению, в развитии олимпиадного движения школьников региону похвастаться нечем. По данным исследований Агентства стратегических инициатив мы по этому направлению в «красной зоне». Создание эффективной системы работы с одаренными детьми станет в наступающем учебном году отдельным направлением работы министерства и муниципалитетов.
Отмечу, что физико-технический лицей, лицей гуманитарных наук, гимназия № 1 Саратова, а также гимназия № 8 и музыкально-эстетический лицей Энгельса - это учреждения, которые уже являются базовыми центрами по своим направлениям. А с нового учебного года в статусе государственных учреждений они станут системообразующими для школ всего региона. Педагоги этих ведущих учреждений области будут сопровождать одаренных детей независимо от их места обучения.
Выстроенная система станет основой для формирования работы регионального центра выявления и поддержки одаренных детей, который мы откроем на базе инженерного лицея Саратова с 1 сентября 2023 года. Мы сохранили это учреждение, ранее принадлежавшее Приволжской железной дороге. Учреждение уже имеет действующее общежитие. На его базе для одаренных детей региона будут проводиться специализированные смены.
Эти меры, а также работа с одаренными детьми всей области государственного Лицея-интерната № 64 по направлениям «Культура» «Медицина будущего», «Биотехнологии», «Программирование» и «Робототехника», созданного в рамках благотворительного проекта спикера Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина,
и работа 2-х Центров цифрового образования детей «IТ-куб» в Балашове и Вольске, 2-х стационарных, 1-го мобильного детских технопарков «Кванториум», 241-й Точки роста, которыми стали почти половина школ, расположенных в сельской местности,
позволят преодолеть негативные тенденции.
Говоря о едином образовательном пространстве отмечу, что мы продолжаем развивать цифровую образовательную среду, ни в коем случае не как подмену, а как дополнение к возможностям очного обучения, повышению его качества. Для нашей области это особенно актуально, так как много отдаленных территорий. Например, 109 школ расположены на значительном удалении от базовых учреждений, что не позволяет подвозить обучающихся: время в пути превышает установленные санитарными правилами и нормами 30 минут. Повысить качество образования в них возможно только при условии дополнительного применения дистанционных технологий.
Сейчас педагоги и управленцы активно пользуются образовательной платформой «Сферум», порталом «Российская электронная школа». А с
1 января 2023 года будут иметь возможность подключиться к федеральной информационной системе «Моя школа» (в этом году - 15 пилотных регионов). Большая часть образовательных организаций Саратовской области использует в своей работе Цифровую образовательную платформу «Дневник.ру». Поэтому будет обеспечена её интеграция с федеральной системой «Моя школа». Однако все школы продолжат работать с электронными дневниками и журналами в штатном режиме и ни дети, ни учителя, ни родители изменений не заметят.
Участниками проекта по поставкам компьютерной и мультимедийной техники стали 45% школ и все профессиональные образовательные организации региона.
С 1 сентября во всех школах будут внедрены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. Мы к этому готовы. Апробация прошла в прошлом году в 1-х и 5-х классах 122 школ. Коллеги, здесь два основных момента – функциональная грамотность учащихся и значительное расширение содержания воспитания. Здесь у нас неплохой задел: по итогам региональных исследований, проведенных в марте этого года, 88 процентов учащихся имеют допустимый уровень развития функциональной грамотности. А по федеральной оценке регион занял 19-е место по функциональной грамотности обучающихся.
Нужно сказать, что в вопросах организации воспитательной работы у региона очень большой потенциал. По эффективности управления воспитательной деятельностью Саратовская область на втором месте в ПФО вслед за Пермским краем (индекс Саратовской области – 82% при максимальном значении 100%). 100% детей от 14 до 19 лет (141,4 тыс.) вовлечены в систему патриотического воспитания. По данным федерального портала ДОБРО.ру более 33-х тыс. детей и молодежи до 18 лет региона охвачены волонтерской деятельностью, 55,8 % от общего количества волонтеров области. Этот показатель лучший в ПФО.
Организация воспитательной работы также переводится на понятные и единые для всей страны принципы. Все школы, детские сады и организации СПО региона завершили разработку и внедрили программы воспитания. Главное, чтобы эти программы были не только в отчетах на бумаге, а реально работали.
Например, мы успешно провели воспитательную работу в летний период. В соответствии с полученными поручениями была разработана примерная программа патриотического воспитания «Будущее России», реализованная в организациях отдыха и оздоровления детей. Программа себя оправдала, и мы будем ее пролонгировать дальше.
В школах формируется воспитательная среда: школьные театры и музеи, школьные спортивные клубы, медиацентры. Только в текущем году количество школьных театров увеличилось в 4,5 раза: с 56 до 251. Спортивные клубы создаются везде, где есть спортзал (825). Сейчас в реестре или на стадии заявок 676 школьных спортивных клубов (82%).
Одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач - группа продленного дня. Ведем работу по их увеличению с 1 сентября в 3,4 раза в целом по области (со 168 до 585) и почти в 3 раза по Саратову (со 102 до 296). Занимаемся наполнением содержания работы ГПД.
С нового учебного года в каждой школе выделяется место для Центра детских инициатив. И, главное изменение, в школах начнут работать 849 советников по воспитанию, которые займутся выявлением интересов детей, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлечением их в общественные организации. Саратовская область вошла в проект «Навигаторы детства» в числе 46 регионов. Реальный конкурс среди желающих проведен. В нем участвовали свыше 2-х тысяч претендентов, которых оценивал 71 эксперт. По количеству прошедших в кадровый резерв конкурса (1720 чел.) регион находится на 5 месте среди участников проекта.
У нас есть организации, на которые мы регулярно опираемся - Российское движение школьников, Юнармия. Проекты и кадры этих организаций послужат основой создания новой общественной организации - Российское движение детей и молодежи.
Еще один наш важный партнер – Общество «Знание». Здесь контакты особенно крепкие, так как возглавляет региональное отделение ректор саратовской юридической академии. Просветительские марафоны, организуемые на площадке Общества «Знание», поднимают актуальные темы, связанные как с историческим прошлым, так и будущим нашей страны, и помогают педагогам подготовиться к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном», которые начнутся во всех школах и организациях среднего профессионального образования с 1 сентября, а молодежи позволяют получить одну из главных ценностей современного общества – достоверные и полезные знания. Регион станет активным участником просветительского марафона «Знание», стартующего завтра (с 31 августа по 2 сентября) и III Всероссийской акции «Поделись своим знанием» (с 1 по 9 сентября).
Спасибо за внимание!
Файл: Загрузить
Опубликовано: 31.08.2022