Выступление заместителя Председателя Правительства – министра образования Саратовской области Михаила Орлова на совместном заседании коллегии министерства образования Саратовской областиНазад

Выступление заместителя Председателя Правительства – министра образования Саратовской области Михаила Орлова на совместном заседании коллегии министерства образования Саратовской области, совета ректоров высших учебных заведений Саратовской области, общественного совета при министерстве образования Саратовской области в рамках Саратовского салона образования «2023 год – Год педагога и наставника: от вступления в профессию к профессиональному росту»
27.01.2023

Уважаемые участники заседания! Педагоги, наставники, будущие педагоги!

Настал наш год! Год, когда все внимание будет уделено профессии «Педагог»! Когда значительно поднимется престиж педагогического труда! Когда мы с вами с полной ответственностью сможем утверждать, что в регионе сделано всё для качественного образования каждого ученика и студента! Для того, чтобы наши дети и молодежь выходили из школы, колледжа или ВУЗа гармонично развитой и социально ответственной личностью!

С чем пришла система образования региона к этому году?

Первое. Значительное внимание к педагогам и наставникам со стороны Правительства области. Четверть бюджета области – расходы на образование! Во многом, благодаря инициативам Губернатора области и поддержке депутатов областной Думы!


Декабрьское повышение целевых ориентиров заработной платы педагогов государственных и муниципальных учреждений на 13,4 процента с 1 сентября 2022 года. Новые меры по увеличению призовых фондов профессиональных конкурсов, поощрения лучших педагогов и наставников, лучших обучающихся, которые станут реальным стимулом профессионального развития. Всё это хорошие подарки системе образования региона к Году педагога и наставника!


Значительные подвижки в развитии инфраструктуры образовательных организаций. За 2019-2022 годы объем средств на эти цели по национальным и региональным проектам составил более 12-ти миллиардов рублей, причем свыше 2-х миллиардов – это региональные средства.


Масштабы проведенной работы только по национальному проекту «Образование» представлены на карте. За четыре года создано 811 инфраструктурных объектов, оснащенных современным оборудованием, построено 9-ть новых школьных зданий. Это – большая совместная работа правительства области и органов местного самоуправления, получившая достойную оценку на федеральном уровне.


По итогам 2022 года Саратовская область вошла в число шести регионов-лидеров по вводу в эксплуатацию новых школ. Построены: школа в мкр. Иволгино, пристройки к школам № 84 и № 5 г. Саратова, которые за счет масштабного капитального ремонта основных зданий стали крупными образовательными комплексами.


Кроме того, регион, несмотря на имеющиеся проблемные вопросы по ряду объектов, сумел войти в число 16 субъектов России, где полностью выполнены обязательства и проведены масштабные ремонтные работы в рамках федеральной программы «Модернизация школьных систем образования».


Отмечу, что участие в этой федеральной программе для региона очень важно. Так как школы-участники программы получают не только полное обновление, но и решают вопросы по антитеррористической безопасности, приобретению учебников и повышению квалификации педагогов. Такая комплексная работа в 2022 году была проведена в 18 школах Ивантеевского, Воскресенского, Краснопартизанского, Красноармейского, Озинского, Базарно-Карабулакского, Лысогорского, Перелюбского районов, городов Саратова, Балашова, Маркса.


Одним из важнейших итогов реализации образовательной политики на территории региона можно считать, что мы реализуем собственные региональные проекты, направленные на развитие учебно-материальной базы образовательных организаций.

Запланированы к реализации в 2023 году:

8 объектов для капитального ремонта (в том числе завершение работ в СОШ р.п. Турки),
завершение строительства 2-х зданий школ: школы в жилищном комплексе Ласточкино Саратова на 550 мест и пристройки к школе в селе Мизино-Лапшиновка Татищевского района на 100 мест,
начало строительства с вводом в 2024 году 3-х зданий школ в Саратове: по улице Ипподромная на 825 мест, пристройки к школе № 103 на 275 мест и самой масштабной пристройки за все время участия в нацпроекте «Образование» - к школе № 66 на 877 мест.
Уже проведено несколько совещаний с главами районов, составлена дорожная карта по каждому объекту, лимиты на федеральные и региональные средства открыты.


Обращаюсь к муниципальным администрациям. Основные реперные точки, которые должны быть выполнены:
- с муниципальными районами заключены соглашения, что позволит подписать контракты с подрядными организациями;
- до 1 февраля муниципальными районами должны быть объявлены конкурсные процедуры на капитальный ремонт, до 10 февраля - на строительно-монтажные новых двухгодичных объектов;
- до 15 августа – завершение работ на вводных объектах и объектах капитального ремонта.

 
Очень важно, что мы откликаемся на все федеральные инициативы, получаем поддержку, и теперь главное в сроки исполнить поставленные задачи.
И здесь, хотелось бы обратиться к родителям и представителям общественности, так как для нас очень важен контроль за качеством и сроками работ с вашей стороны. Надеюсь на ваше активное участие в этих вопросах.

 
Говоря о масштабном строительстве, не могу не сказать о еще двух проектах, реализуемых по инициативе Вячеслава Викторовича Володина. Это – капитальный ремонт монтажного техникума, в результате которого в новом учебном году средняя школа № 77 получит второй корпус, и строительство пристройки к Татищевскому общеобразовательному лицею. Это также важные задачи на 2023 год.


Возвращаясь к итогам 2022 года и реализуемым региональным проектам, хотелось бы отметить такое важное направление, как развитие школьной спортивной инфраструктуры. Нужно констатировать, что до 2022 года в регионе этому вопросу уделялось недостаточно внимания и все усилия были направлены на ремонт и обновление спортивных залов сельских школ: с 2014 года в рамках партийного проекта Единой России, а с 2019 года в рамках национального проекта «Образование». Определенные результаты в этом направлении достигнуты.

 
Удельный вес спортзалов сельских школ, требующих ремонта, уменьшился до 20 процентов, доля сельских школьников, занимающихся спортом, увеличилась до 68 процентов. С 2014 года в проекте по ремонту спортзалов сельских школ участвовали 173 школы, в 2022 году ремонт проведен в 11 спортзалах.


В 2022 году сделаны реальные шаги по совершенствованию спортивной базы школ за счет региональных вложений. Во-первых, для 716 общеобразовательных организаций, как самостоятельных, так и филиалов, расположенных в сельской местности и городах с населением менее 50 тыс. чел., выделено для приобретения спортинвентаря и оборудования по 50 тыс. рублей на один спортзал. Всего – 35,8 миллионов рублей.


Второй важный шаг – в бюджете на 2023 год предусмотрены 150 миллионов рублей на проведение капитального и текущего ремонта школьных спортивных залов. Это новый региональный проект, инициированный Губернатором области и поддержанный депутатами областной Думы, и его эффективная реализация одна из задач 2023 года.


На следующем слайде вы видите общий объем работ в рамках национальных, федеральных и региональных проектов, проведенный в 2022 году. Это 527 объектов, 305 из них в рамках национальных проектов, 19 – федеральный капремонт школ, 203 – региональный ремонт. Отмечу, что по итогам года мы вошли в число семи регионов, где все взятые обязательства перед федеральным бюджетом выполнены.


Следующий слайд представляет масштабы работ на 2023 год. Это 478 объектов в рамках федеральных и региональных проектов. Особенность в том, что 300 из них приходится на региональные проекты, о которых я уже говорил выше.


Мы в рамках профессионального сообщества понимаем, что такие значительные вложения в инфраструктуру должны привести к образовательным успехам наших учеников. Поэтому параллельно решаются задачи повышения качества образования.

 
Главное, что в каждой образовательной организации должна быть образовательная программа, разработанная в соответствии с федеральным образовательным стандартом и максимально учитывающая условия и специфику деятельности, в том числе потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей.

 
В ноябре Министерством просвещения России утверждены федеральные образовательные программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования.


Единые федеральные образовательные программы будут введены со следующего учебного года во всех школах и детских садах России в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию образования: базовый объем, общее ядро содержания, планируемые результаты. То есть они представляют собой требования к «нижней планке» знаний, которые должен усвоить каждый ученик. Причём школы могут разрабатывать собственные общеобразовательные программы, но они должны быть не ниже «золотого стандарта».


Общая направленность федеральных образовательных программ отражает стратегию социально-экономического развития страны по развитию технологического и естественно-научного профилей. Для ряда учебных предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир; литература, история, обществознание, география, основы безопасности жизнедеятельности) также разработаны отдельные федеральные рабочие программы, то есть использовать их должны будут все школы – государственные и частные, во всех городах и сёлах страны.

 
Важно! Планируется ввести обязательную федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Кроме того, Министерство просвещения будет осуществлять государственный заказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Сразу менять учебники школам не придется, так как в новом законодательстве установлен переходный период в пять лет. Новый федеральный перечень учебников существенно сократит число учебно-методических комплексов, что является первым шагом на пути к созданию единого учебника.


То есть федеральным ведомством продолжается построение единого для всех регионов и образовательных организаций образовательного пространства.

 
Поэтому до 1 сентября 2023 года нам предстоит решить непростую задачу по приведению в соответствие основных образовательных программ во всех дошкольных и общеобразовательных организациях.

 
По дошкольным учреждениям уже реализуются управленческие решения, принятые на коллегии 2 декабря. По школам завершается разработка дорожной карты. Но институтом развития образования уже проводится еженедельная подготовка более 400 педагогов и руководителей.

 
Но нужно усилить методическую составляющую на местах, менять подходы к работе муниципальных методических служб. В прошлом году по итогам федерального отбора признаны эффективными методические службы в Энгельсском, Краснокутском, Петровском, Новобурасском, Базарно-Карабулакском, Пугачевском, Балаковском районах и городе Саратове. В Вольском районе разработана и реализуется модель сетевой организации методической работы, основанная на экспериментальных (инновационных) площадках, проектных группах и творческих лабораториях.

 
Визитной карточкой нашего региона стала работа по формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся.

 
Мы сумели стать по данному вопросу методической площадкой для Института стратегии развития образования Российской академии образования и других регионов России.

 
Отмечу, что ряд авторских программ, разработанных нашими педагогами, вполне может стать частью единого образовательного пространства. Например, профиль «Начальное образование», который представляет собой обучающую компьютерную игру для младших школьников «Житков и его команда», разработанный авторским коллективом Саратовского национального исследовательского государственного университета. (Игра предназначена для организации урочной и внеурочной работы по предмету «Литературное чтение» в начальной школе).


Единое образовательное пространство - это и единые информационные системы в помощь педагогам, детям и родителям.

 
С этого года внедряется единая федеральная информационная система «Моя школа», уже сегодня позволяющая учителям даже самых отдаленных школ формировать уроки с использованием электронных образовательных ресурсов из этой системы.


Регион активно включился в федеральные мониторинговые исследования, по итогам которых делается детальный анализ, принимаются управленческие решения, представляемые общественности, на заседаниях коллегии министерства и регионального совета качества образования. По итогам мотивирующего мониторинга 2022 года министерство образования Саратовской области вошло в группу органов исполнительной власти с наиболее высокими показателями эффективности осуществления функций управления образованием.


Основная задача – повысить эффективность работы муниципальных управленческих команд. Отмечу, что по итогам последних исследований высокие показатели продемонстрировали управленческие команды Саратова, Ивантеевского, Красноармейского, Александрого-Гайского районов.
Вместе с тем выявлены серьезные недостатки в деятельности 19-ти муниципальных органов управления образованием. Письма главам направлены, работа с районами ведется, но необходимы общесистемные меры.

 
Прежде всего, по повышению эффективности работы со школами с низкими образовательными результатам. Здесь мы должны выстроить комплексный подход нивелирования рисков. Это серьезная задача института развития образования и муниципальных методических служб.


Кроме того институту в этом году предстоит серьезная работа по повышению качества системы повышения квалификации. Основная задача - минимизировать профессиональные дефициты. И эти изменения должен почувствовать каждый педагог и руководитель, проходящий курсовую подготовку.

 
Отдельного внимания заслуживает дополнительное образование детей. Ведь здесь у ребят формируются компетенции, необходимые для выбора будущей профессии.

 
Сегодня такие программы реализуют более тысячи образовательных организаций. Для их реализации оборудовано 372 новых места. Столько же мест будет создано и в этом году. Широкие возможности дополнительного образования предоставляет 241 Точка роста на базе сельских школ. Важно, что оборудование, поставленное в Точки роста активно используется для детей других образовательных организаций.

 
Наша региональная специфика - программа «Навыки для жизни: трудовое обучение», разработанная по инициативе Губернатора области. Не могу не отметить и развитую сеть филиалов юношеской автошколы, что позволяет ребятам получать навыки вождения автомобиля еще в период обучения в школе. Не случайно регион примет в этом году всероссийские соревнования юных автомобилистов.

 
Но самое главное и очень ожидаемое изменение: в этом году на базе Инженерного лицея будет создан региональный Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, который объединит работу по всем направлениям одаренности: и в науке, и в спорте, и в искусстве.

 
Одной из задач Регионального центра станет проведение школьных олимпиад. Сейчас у нас есть определенные проблемы именно в олимпиадном движении. К сожалению, здесь за массовостью мы теряем результат. Действующая система не позволяет обеспечить победы региона на Заключительном этапе олимпиады. При том, что у нас 65 общеобразовательных учреждений повышенного уровня.

 
А победителей и призеров заключительного этапа олимпиады готовят только 6 из этих учреждений.

 
Будем систему менять. Прежде всего, работать с педагогами и методистами. Ведь только подготовленный педагог может подготовить победителя Заключительного этапа олимпиады. Отмечу, что по той же причине у наших детей на ЕГЭ вызывает трудности часть «С», содержащая задания за пределами учебной программы. Именно поэтому мы столько внимания уделяем сельским малокомплектным школам, объединяем их с базовыми образовательными организациями.


Благодаря инициативе Губернатора области, у нас появились дополнительные стимулы мотивации педагогов к качеству реализации программ учебных предметов и совершенствованию системы подготовки школьников на всех уровнях общего образования.


Нужно отметить, что в работе с одаренными детьми мы надеемся на помощь ВУЗов, которая уже реализуется по многим направлениям. Уверен, что все задачи развития образования не могут быть эффективно решены без ВУЗов! За последние два года выстроено четкое взаимодействие с советом ректоров. Хочется слова искренней благодарности сказать и Чепляеву Виктору Леонидовичу, и Чумаченко Алексею Николаевичу. Саратовские ВУЗы сегодня - это именно те точки роста, на которые мы опираемся!


Уважаемые коллеги!


Особое место в социально-экономическом развитии региона занимает система среднего профессионального образования.


Сегодня учреждения среднего профессионального образования области находятся в процессе модернизации: создаются современные мастерские, внедряется современная техника, проводится компьютеризация и автоматизация рабочих мест, активно используются технологии демонстрационного экзамена. По поручению Губернатора в колледжах и техникумах актуализированы направления подготовки, исходя из запросов экономики и конкретных предприятий.


Вместе с тем, хочу обратиться к директорам профессиональных организаций. Мы должны в ближайшее время перейти на принцип работы, когда конкретный колледж и техникум является базовым для конкретных предприятий. Именно по этому принципу будут утверждаться планы приема.

 
Только постоянное взаимодействие с предприятиями, обязательная совместная разработка программ и организация практики на будущем рабочем месте с наставником предприятия обеспечат востребованного специалиста. Такие методы подготовки специалистов отрабатываются в рамках проекта Профессионалитет. В рамках партнерских договоров опытные наставники трехсот предприятий области уже привлечены к подготовке студентов. Но, повторю, мы должны кардинально изменить принципы работы всех организаций среднего профессионального образования области.
Остановлюсь еще на одной очень важной задаче – воспитание детей и молодежи. Ведь образовательная организация должна быть не просто местом, где наши дети получают знания, но и источником принципов и норм, которые позволят сформировать личность молодых граждан, патриотов своей малой родины и страны.


Здесь у нас большие подвижки. Обязательными стали церемония поднятия флага в начале каждой недели (государственными символами Российской Федерации оснащены 317 школ), занятия в рамках курса «Разговор о важном».

 
Впервые национальный проект позволил обеспечить школы кадрами для воспитательной работы. Сегодня в школах работают 887 советников по воспитанию, а в районах действуют 52 муниципальных куратора по воспитанию. Этими специалистами выстраивается система вовлечения детей в общественные организации, социально-значимые, культурно-просветительские и досуговые мероприятия. Одна из главных задач - создание альтернативы асоциальному поведению обучающихся, вовлечение всех детей «группы риска» в позитивную деятельность.

 
Еще одно положительное изменение – в прошлом году по инициативе самих детей было создано общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых». Сейчас Саратовская область активно включилась в марафон инициатив по созданию первичных отделений Движения. Сегодня мы уже можем говорить о создании 10-ти первичных отделений в Саратове, Балаково и Пугачеве. Заявки о таких инициативах поступают со всей области.

 
Хочу пожелать всем педагогам быть личностью для детей! Ведь, как сказал великий педагог Константин Ушинский, 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания».


Сегодняшний Саратовский салон образования - первый в череде региональных мероприятий, посвященных Году педагога и наставника. Хочу обратиться к директорам школ. Именно от Вас зависит качество работы управленческой команды и педагогическое коллектива. Поэтому одним из ключевых мероприятий в Год педагога и наставника станет Съезд руководителей общеобразовательных организаций. На нём мы обязательно обсудим запуск в работу ключевых показателей эффективности руководителей, а также региональный фонд развития образования.

 
В заключение отмечу, что всё, что делается в регионе по развитию образовательной инфраструктуры, совершенствованию содержания образования и воспитания, направлено на создание для наших педагогов и наставников необходимых условий для предоставления детям качественного образования.

 
Спасибо за внимание.

Файл: Загрузить

Опубликовано: 27.01.2023

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»