Выступление заместителя Председателя Правительства области – министра образования области Михаила Орлова на пленарном заседании Форума руководителей общеобразовательных организаций «Управление школой: современные реалии, трансформация, прогрессия»Назад

Уважаемые участники Форума! И, прежде всего, директора школ!

Я рад Вас приветствовать на первом региональном Форуме руководителей общеобразовательных организаций! Это одно из ключевых событий Года педагога и наставника в Саратовской области. От всего педагогического сообщества региона благодарю за личное участие в Форуме заместителя Министра просвещения Российской Федерации Васильеву Татьяну Викторовну и руководителя федерального центра мониторинга питания обучающихся Минпросвещения России, председателя Всероссийского педагогического собрания, доктора экономических наук, профессора Иванову Валентину Николаевну!

Мы впервые собираем более 500-сот директоров школ, чтобы провести профессиональный обмен мнениями о развитии федерального проекта «Школа Минпросвещения России», формировании единого образовательного пространства, новых подходов к работе по повышению качества образования. Такой диалог профессионалов с профессионалами, на наш взгляд, особенно важен среди директорского корпуса, так как именно от вас, руководителей образовательных организаций, зависит качество работы школьной управленческой команды и педагогического коллектива.

Программа Форума будет для вас очень насыщенной. Сегодня после обеда вы примите участие в профессиональной управленческой игре в форме кейсов, где совместно с экспертами рассмотрите возникающие в рамках взаимодействия участников образовательных отношений проблемные ситуации. Игра пройдет в двух корпусах Лицея «Солярис» и в прогимназии «Олимпионик». После чего для директоров школ подготовлен творческий подарок - выступление ваших бывших учеников – саратовской группы «Оранжевый галстук».

Завтрашний день будет не менее интересным. Вам будет чему поучиться. На некоторое время вашими кураторами станут лучшие учителя Саратовской области – победители и призеры различных конкурсов профессионального мастерства. Вместе вы погрузитесь в особенности проведения современного урока. Педагоги-наставники представят лучшие практики по работе с молодежью. Руководители общественных организаций, школьных спортивных клубов, школьных театров презентуют самые яркие новинки в сфере воспитания обучающихся.

По итогам Форума вам будут выданы удостоверения о повышении квалификации. В помощь для работы как в рамках программы Форума, так и для дальнейшей управленческой деятельности вы получили чек-листы и ссылки в виде QR-кодов на документы.

Думаю, что такой Форум станет визитной карточкой Саратовской области в качестве ежегодной площадки профессиональных дискуссий о новых технологиях в управлении школой.

Уважаемые коллеги!

Тема пленарного заседания Форума - «Управление школой: современные реалии, трансформация, прогрессия».

Здесь хотелось бы немного подробнее остановиться на ряде аспектов развития современной школы.

Думаю, никто не будет спорить, что изменения внешней среды, создание современной образовательной инфраструктуры меняют качество образования.

На слайде наглядно представлен масштаб инфраструктурных изменений системы образования региона за годы участия в национальном проекте «Образование». Как видите, они затронули все муниципальные районы и городские округа области.

Мы эффективно взаимодействуем и получаем постоянную поддержку в этих вопросах от Министерства просвещения России. Отмечу, что общий объем инвестиций в систему образования региона по нацпроекту «Образование» и федеральной госпрограмме Развития образования за последние пять лет составляет более 17 миллиардов рублей (ФБ – 14,5 млрд, ОБ – 2,6 млрд).

В регионе за последние четыре года построено 9-ть новых школьных зданий, на базе 60-ти процентов сельских школ действуют Центры «Точка роста» (241). Полное обновление получили 55 спортзалов в сельских школах. Создано 3 детских технопарка «Кванториум», 2-ва центра цифрового образования «IT-куб», 21-на мастерская для детей с ОВЗ, 39-ть мастерских для студентов, 436-ть образовательных организаций обеспечены современным компьютерным оборудованием.

С прошлого года по инициативе Президента Российской Федерации реализуется федеральная программа по капитальному ремонту школ, предусматривающая их полное обновление. Планируется, что за пять лет в ней примут участие не менее 120 школ региона.

Кроме того, на протяжении последних семи лет в школы региона за федеральные средства поставлено 502 автобуса для подвоза обучающихся из филиалов в базовые образовательные организации.

Федеральный бюджет с 2020 года обеспечивает и контролирует организацию питания всех обучающихся начальной школы (более 106 тыс.), работу классных руководителей и кураторов групп (более 13 тыс.). А с прошлого года – работу школьных советников по воспитанию (887 чел.) и муниципальных кураторов по воспитанию (52 чел.). Это очень серьезная зона ответственности государства в проведении единой политики по воспитанию и здоровью детей.

Хотелось бы поблагодарить федеральное Министерство просвещения за то, что в прошлом году включили регион в участники проекта «Навигаторы детства». Уверен, и директора школ, и родители, и обучающиеся оценили творческую, интересную работу советников по воспитанию, которые реально помогают детям стать активными гражданами своей страны.

В текущем году у нас строится 5 новых школьных зданий, в капитальном ремонте 8 школ, оборудование приобретается для 154-х объектов.

В соответствии с политикой Министерства просвещения России закупочные процедуры проведены, за что хочу поблагодарить директоров школ и муниципальные администрации. Теперь берем на жесткий контроль качество и своевременность проведения строительных и ремонтных работ и поставок оборудования. Предельный срок – 15 августа!

Проблемный на сегодня вопрос – использование сложившейся от закупок экономии – 261,9 миллионов рублей (96,5 млн по Точкам роста, 92,2 млн по капремонту школ, 61,4 млн по ЦОС, 8,4 млн. – по региональному центру одаренных детей, 3,2 млн. по Центру IT-куб, 0,2 млн. по новым местам для ДОП).

Нам эти средства очень нужны. Школы региона особенно нуждаются в обновлении цифрового оборудования. Экономия прошлого года позволила дополнительно закупить 1266 единиц компьютерной техники (899 ноутбуков и 367 МФУ) и 28-мь цифровых лабораторий по физике, химии, биологии. Губернатором области направлено письмо Министру просвещения России Сергею Сергеевичу Кравцову. Будем надеяться, что федеральное министерство разрешит направить сэкономленные средства на те же цели тем же объектам, как это было в прошлом году.

Думаю, что несправедливо наказывать регион, обеспечивший исполнение законодательства, изымая сэкономленные средства.

Помимо этого реализуются проекты Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина:

по возврату в систему образования здания бывшего монтажного техникума, где ведется реконструкция и к 1-му сентября будет открыт второй корпус школы № 77 Саратова;

а также проект по строительству пристройки к Татищевскому общеобразовательному лицею, которая откроет свои двери для ребят 1 сентября.

Наряду с очень большой поддержкой из федерального бюджета, регион в этом году полностью выстроил линейку региональных проектов, сопровождающих и дополняющих федеральные проекты.

Думаю, присутствующие директора меня поддержат, еще никогда в области не проводилась такая целенаправленная работа по обновлению учебно-материальной базы. И многие направления инициированы Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным и Губернатором Саратовской области Романом Викторовичем Бусаргиным, за что хочется сказать Вячеславу Викторовичу и Роману Викторовичу отдельное спасибо.

Это, прежде всего, региональный проект «Развитие инфраструктуры образовательных организаций» на 2022-2026 годы, предусматривающий ремонт по 100 школ и 100 детских садов ежегодно, который, наряду с федеральным ремонтом школ, инициированном Президентом России, позволит в 2026 году решить проблему с износом зданий и коммуникаций образовательных учреждений.

В текущем году в проект включен еще и ремонт 100 школьных спортивных залов, причем как сельских, так и городских. Отмечу, что в прошедшем году за областные средства в 723 школы и филиалы закуплен необходимый спортивный инвентарь.

По инициативе Вячеслава Викторовича Володина второй год каждый детский сад, каждая школа, каждое учреждение дополнительного образования детей, все профессиональные образовательные организации области за счет средств областного и местных бюджетов получают средства на оснащение и укрепление учебно-материальной базы из расчета по 2-ве тысячи на обучающегося.

Татьяна Викторовна, тем самым мы ушли от поборов в образовательных организациях.

Мы сейчас прорабатываем еще один региональный проект «Сельский педагог», который дополнит федеральную программу «Земский учитель». Не могу не сказать, что за 2 года участия в федеральной программе мы нашли взаимопонимание и заинтересованность у глав муниципальных районов в решении непростых вопросов социальной, в том числе жилищной поддержки приезжающих в районы педагогов. Замещены 62 вакансии в 21 районе.

Этот результат, а также большая потребность в кадрах (только по учителям 241 вакансия), подтолкнули нас к разработке своего проекта «Сельский педагог» для 7-ми отдалённых районов области (Александрово-Гайский, Ивантеевский, Озинский, Перелюбский, Романовский, Самойловский, Турковский), где наиболее острая потребность в педагогах. Мы планируем, что уже в этом году проведем конкурс на замещение 20 вакансий, причем не только для школ, но и детских садов. Особенности регионального проекта: единовременная выплата 500 тыс. рублей, обязательство проработать в должности не менее 3-х лет. При этом, если вакансия менее 18 часов, есть возможность, например, в той же школе совмещать должности физика и математика.

Еще хотелось бы обратить внимание на целевой прием. Считаю, что это наиболее действенная мера привлечения молодых специалистов. Однако проблемы в системе целевого приема очевидны. Неслучайно к решению этого вопроса на уровне региона активно подключился депутатский корпус. Сейчас соответствующий закон принят. Он устанавливает единый порядок отбора кандидатов на целевой прием. Приоритет по педагогическим направлениям будет отдаваться выпускникам психолого-педагогических классов (2021 г. – 10 классов, 2022 г. - 62 класса, 1028 обучающихся). В Год педагога и наставника в регионе развернута масштабная информационно-просветительская кампания как среди обучающихся, так и среди педагогов, направленная на поддержку таких классов.

Как я уже отмечал, изменения внешней среды, создание современной образовательной инфраструктуры должно менять качество образования.

Здесь у нас еще много вопросов для решения. Ведется работа с главами муниципальных районов, прежде всего по созданию эффективной муниципальной образовательной сети. Только в прошедшем году 247 малокомплектных школ утратили статус юридического лица и стали филиалами базовых учреждений, получив учебно-методическую и ресурсную поддержку.

Реализуя задачи Минпросвещения России по построению во всех субъектах единого образовательного пространства, институтом развития образования развернута работа по переходу с 1 сентября этого года на федеральные основные общеобразовательные программы - от дошкольного до среднего общего образования.

Совсем недавно делегация области участвовала в окружном совещании по актуальным вопросам введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных образовательных программ.

Материалы окружного совещания будут транслироваться и обсуждаться на нашем Форуме.

Еще вопрос для обсуждения - работа как со школами с низкими образовательными результатами, так и со школами, демонстрирующими необъективные образовательные результаты. Здесь должна быть адресная помощь по выявлению рисков и работе по их преодолению, обмен успешными практиками между школами.

Во главу угла системы образования встает подготовка будущих кадров для экономики, развивается практикоориентированное обучение. Хочу обратиться к присутствующим руководителям муниципальных органов управления образованием и директорам школ. Необходимо самое пристальное внимание региональной программе «Навыки для жизни: трудовое обучение», разработанной в прошлом году по инициативе Губернатора области. Учителя технологии почти 25% школ уже внесли изменения в рабочие программы учебного предмета «Технология», включив региональный модуль «Навыки для жизни: трудовое обучение». (обучаются более 18 тыс. детей с 5 по 7 классы). В тех школах, где отсутствует необходимая материально-техническая база, организовано сотрудничество с профессиональными лицеями и колледжами, предприятиями и организациями, находящимися в непосредственной близости, имеющими лицензию на образовательную деятельность. Сейчас на такой базе обучаются порядка 1200 ребят из 40 школ. Эту практику надо развивать.

Главная фигура всех изменений в системе образования – педагог и наставник. А Год педагога и наставника это время для новых возможностей: профессионального развития, самопознания, расширения круга интересов, знакомства с новыми практиками и коллегами из других регионов. Наш сегодняшний Форум тому подтверждение.

На федеральном и региональном уровнях реализуются комплексы мероприятий, направленные на повышение социальной значимости и престижа педагогического труда, опубликованные на официальном сайте министерства образования области.

Однако, мне хотелось бы обратиться к каждому директору образовательной организации. В ваших силах сделать так, чтобы Год педагога и наставника стал личным годом для каждого жителя области! Чтобы каждый мог вспомнить своего учителя, своего наставника.

А вы, руководители, вспомните своих предшественников, своих учителей и своих наставников! Вспомните ветеранов педагогического труда! Приводите в пример вашим ученикам и чествуйте педагогические династии! И тогда многие ребята захотят вернуться в свою школу.

Год педагога и наставника должен быть не годом лозунгов, а годом конкретного человека!

Это абсолютно личные вещи, ведь у каждого в жизни был педагог и наставник. Поэтому это год не профессионального сообщества, а всех жителей России, Саратовской области!

Если именно так к Году педагога и наставника подойдут в каждом муниципалитете, каждой образовательной организации, если он станет всенародным движением, то будут достигнуты главные цели Года педагога и наставника:

привлечь внимание к педагогической профессии;

воздать должное уважение нашим учителям и наставникам;

повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы.

 

Желаю Вам плодотворной работы на Форуме!

Файл: Загрузить

Опубликовано: 30.03.2023

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»