Выступление заместителя Председателя Правительства области – министра образования области Михаила Орлова на пленарном заседании областного образовательного Форума «PRO. Образование 64. Векторы развития»Назад

Уважаемые коллеги!
Я рад Вас приветствовать на традиционном региональном августовском Форуме! Сегодня мы с вами не только подводим итоги прошедшего учебного года, но и первые итоги Года педагога и наставника в Саратовской области, старт которому дан первым Саратовским салоном образования в стенах Саратовского госуниверситета – альмаматр педагогов области! От лица всех педагогов региона рад приветствовать представителей школ Сватовского района Луганской Народной Республики. Надеюсь, что обмен опытом с коллегами из школ Саратовской области поможет Вам начать учебный год в пространстве суверенного российского образования!
Присутствующие в зале педагоги и руководители подтвердят, что в Год педагога и наставника министерство, Саратовский областной институт развития образования изменили подходы к работе, стали более открытыми.


Новыми площадками профессиональных дискуссий стали региональные форумы директоров школ и руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов-наставников, советников по воспитанию и муниципальных кураторов как по линии Навигаторов детства, так и Движения первых.
Все эти мероприятия прошли с участием руководства федерального министерства и Академии Минпросвещения. Хотел бы отдельно поблагодарить федеральное министерство за активную и деятельную поддержку наших инициатив.


На площадках сегодняшнего форума продолжена открытая дискуссия по изменениям в связи с введением федеральных единых требований. Наша задача - расставить четкие акценты в преддверии нового учебного года.


Уважаемые коллеги!
Главной фигурой в образовательной организации является учитель, педагог! Исполнительные органы власти, администрации учреждений должны создавать достойные условия для качественной работы педагога. Именно на это направлены федеральные и региональные проекты. На слайде наглядно представлен масштаб инфраструктурных изменений системы образования региона за годы участия в национальном проекте «Образование».
Как видите, они затронули все без исключения муниципальные районы и городские округа области.
Создано много новых объектов. За последние 5 лет построено 40 зданий детских садов (5195 мест), 13 школ (8110 мест), при поддержке федерального бюджета капитально отремонтированы 30 школ.


Каждая вторая сельская школа сегодня является «Точкой роста» (306). 3 детских технопарка «Кванториум», 3 центра цифрового образования «IT-куб», 21-на мастерская для детей с ОВЗ, 62-ве мастерские для студентов СПО. 477-мь образовательных организаций, обеспеченных современным компьютерным оборудованием.
Все это база для качественных изменений содержания образования и программ развития образовательных организаций.
Мы активно взаимодействуем с Министерством просвещения, направляем заявки на участие во всех проектах, получаем поддержку по многим вопросам. За что хочу выразить благодарность от всего педагогического сообщества региона Министру просвещения Кравцову Сергею Сергеевичу и его коллегам.


Все обязательства, взятые на этот год, регион выполнил. Завершены строительные и ремонтные работы на объектах Президентской программы капитального ремонта шОсобо хочу отметить объект, работы на котором начались в прошлом году по инициативе Вячеслава Викторовича. Теперь здание бывшего монтажного техникума это второй корпус средней школы № 77. Ранее переполненная школа переходит на односменный режим работы. А за счет средств федерального проекта полностью обновлено основное здание. За региональные средства решены вопросы безопасности, приобретены учебники, педагоги повысили квалификацию. Теперь наша цель, чтобы школа № 77 вышла на лидерские позиции по качеству образования, а программа её развития была полностью обновлена.

 
Это задача для всех школ-участников федеральной программы модернизации. Мы должны понимать, что бюджетные средства выделяются не на ремонт кровель, зданий, закупку современного оборудования, это всего лишь средства, материальная база, для достижения главной цели - повышения качества и доступности школьного образования. Педагогический коллектив каждой школы, участвующей в программе капитального ремонта, должен иметь четкую и внятную программу развития и ответить на главный вопрос – что изменить в содержании учебно–воспитательного процесса после проведения таких масштабных работ.


Министерство образования и Саратовский институт развития образования ставят себе в приоритет анализ и сопровождение работы этих школ (26).
Нужно сказать, что регион в развитие учебно-материальной базы образовательных организаций вкладывает средства, сопоставимые федеральными.
Присутствующие представители районных администраций, надеюсь, меня поддержат. Еще никогда в области не проводилась такая целенаправленная работа по обновлению учебно-материальной базы.

 
Многие направления инициированы Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным и Губернатором Саратовской области Романом Викторовичем Бусаргиным. Это, прежде всего, проект по развитию инфраструктуры образовательных организаций, в рамках которого ежегодно 100 школ, 100 школьных спортивных залов, а с этого года по решению Губернатора области – 200 детских садов проводят необходимые ремонтные работы.
Еще один важный проект, в рамках которого каждая образовательная организация получает по 2 тыс. на одного ребенка. Объем дополнительных вливаний в образование – более 872-х миллионов рублей.


В результате мы отказались от сбора средств с родителей через так называемые попечительские советы. Еще один региональный приоритет – переход школ на односменный режим работы. За период летних каникул путем наведения порядка при приеме в образовательные учреждения, перепрофилирования имеющихся площадей, пересмотра территорий, закрепленных за школами, удалось ликвидировать вторую смену в 26 школах. Остается еще 53 школы со второй сменой, причем из них уже в 6–ти учащиеся начальной школы учатся в первую смену. Здесь действуем на основании дорожных карт, начиная с параллели 1-4 классов. Новые места запланированы в результате строительства и капитального ремонта школ.
Это большая помощь и семье и учителю. Ведь именно при обучении детей в одну смену можно правильно, без излишней нагрузки, выстроить внеурочную деятельность, организовать освоение ребятами дополнительных общеобразовательных программ.


Коллеги!

В регионе много успешных практик, много талантливых педагогов!
Не случайно в Год педагога и наставника по решению Губернатора области принято много дополнительных мер поддержки (на слайде)!
Хочется поздравить разработчиков программы «Я выбираю жизнь» Саратовского института развития образования. Программа получила высокую оценку на федеральном уровне и рекомендована для включения в федеральный реестр для деятельности педагогов-психологов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
Слова особой благодарности хочется сказать Светлане Николаевне Бессчастновой, учителю гимназии № 1 Балаково, подготовившей 5-ть стобалльников по русскому языку и литературе, и Карповой Екатерине Борисовне, учителю ФТЛ № 1 Саратова, подготовившей 6-ть стобалльников по профильной математике!
Уверен, что Вашим ученикам репетиторы были не нужны!


Однако не секрет, что репетиторство у нас процветает. Вот такое сообщение пришло в мой личный аккаунт (на слайде) на новость о принятии Губернатором области решения о повышении заработной платы педагогическим работникам. И это не единичное мнение.

 
Давайте посмотрим на это явление глазами наших учеников и родителей. Много претензий к качеству работы педагогов. Это же подтверждают результаты государственной итоговой аттестации выпускников школ (на слайде). Да, у нас нет выкладок, меньше нарушений, большое количество стобалльников, улучшены результаты по ряду предметов, удвоено количество побед на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Но, вместе с тем, выявлены серьезные проблемы в качестве знаний. По итогам основного периода не получил аттестат 161 одиннадцатиклассник, однако все они были допущены до экзаменов. В 9-х классах не получили аттестат почти 8 % (1900 выпускников, 7,95%). Ребята перешли на осень, готовятся, желаю им сдать экзамены. Но факт остается фактом.


Это очень серьезный вызов. Тем более, что большая часть обновленных контрольно-измерительных материалов теперь строится на базовых, фундаментальных знаниях. Статистика в разрезе каждой школы, каждого учителя анализируется. Специалисты института развития образования делают анализ профессиональных дефицитов для организации адресной работы с педагогами и управленцами. Однако у нас хромает именно внутришкольный контроль. Обращаю внимание директоров школ – это ваша ответственность.
Мы видим все проблемные школы. Особенно выделю 11 школ с аномально низкими результатами. Они – на слайде.

 
В связи с этим хотел бы определить позицию министерства образования области по данным вопросам. Репетиторство практически превращается в параллельную систему обучения. Это короста, которая разъедает, обесценивает нашу профессию, создает иллюзию у ученика и родителей, что знание можно купить за деньги.
Обращаюсь к директорам школ. Репетиторство учителя со своими учениками по своему предмету в стенах школы запрещено Федеральным законом. Соблюдение этой нормы личная ответственность директора. Нельзя больше закрывать глаза на систему, при которой родители вынуждены платить деньги за освоение обязательной образовательной программы. Фактически это подрывает принцип бесплатного школьного образования, закрепленный в Конструкции нашей страны.

Еще раз повторю. Очень многое зависит от директора образовательной организации. Мы в этом году постарались достучаться до каждого: провели 12 выездных зональных совещаний, региональный форум директоров школ. Однако перестройка должна произойти в головах: директор школы – это не только и не столько администратор, а компетентный управленец в вопросах качества работы каждого учителя, в вопросах качественного развития своей образовательной организации. Важно каждому руководителю выстроить систему управленческой деятельности. А каждому учителю – именно качеством знаний поднимать свой авторитет.

 
Поэтому мы считаем правильным принятое Рособрнадзором и Министерством просвещения России решение о проведении с 1 сентября до 1 июня аккредитационного мониторинга всех общеобразовательных организаций и образовательных организаций среднего профессионального образования. В результате каждая организация увидит свой уровень качества образования и сможет получить рекомендации от Рособрнадзора.

 
На результатах этих исследований будет базироваться адресная профилактическая помощь и научно-методическое сопровождение устранения выявленных рисков, работа как со школами с низкими образовательными результатами, так и со школами, демонстрирующими необъективные образовательные результаты.

 
Решение этих проблем тем более важно в связи с тем, что все регионы сейчас работают над созданием суверенного единого образовательного пространства: внедряем обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, федеральные основные образовательные программы, единые линейки учебников. И в школах и в техникумах реализуются единые способы оценивания образовательных результатов: всероссийские проверочные работы, ЕГЭ, демонстрационный экзамен. До конца года 100% школ региона пройдут самодиагностику на соответствие статусу проекта «Школа Минпросвещения России».


Решен очень важный вопрос информационной безопасности системы образования. Все образовательные организации региона подключены к ГИС «Моя школа» и платформе «Сферум». Работа проведена очень большая, трудоемкая, в условиях ограниченного времени, без дополнительных финансовых и людских ресурсов. Прежде всего, это заслуга руководителей муниципальных органов управления образованием. Отдельное спасибо коллегам из областного министерства цифрового развития.


Обращаю еще раз Ваше внимание – с 1 сентября все образовательные учреждения региона работают только в Государственной информационной системе. Сейчас в стадии завершения проект по созданию на базе Инженерного лицея Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи – «Галактика-64». Хочу сказать слова благодарности ВУЗам области за активную поддержку в организации работы Центра. Центр поможет решить имеющиеся проблемы, связанные с межведомственной разобщенностью работы с одаренными детьми и повышением результативности участия ребят в олимпиадном движении.


Безусловно, для решения задач качества образования мы меняем профиль методической службы на повышение компетентности педагогов и управленцев.
Потенциал в этом вопросе продемонстрирован в октябре прошлого года в ходе стажировки по вопросам развития региональных методических служб, в которой приняли участие представители 50 регионов России. А в новом учебном году Саратовский институт развития образования стал федеральной стажировочной площадкой проекта по развитию дошкольного образования.


Вопрос качества образования находится на личном контроле Губернатора области. Ведется работа с главами муниципальных районов по созданию эффективной муниципальной сети школ.
В результате за последние 2-ва года 365 малокомплектных школ вошли в состав образовательных комплексов с базовыми учреждениями и филиалами. Это решает проблему нехватки в таких школах квалифицированных кадров, позволяет в полной мере использовать возможности базовых учреждений для дополнительного образования детей, наладить в филиалах систему внутришкольного контроля качества образования.


Вместе с тем дефицит педагогических кадров для региона остается актуальной проблемой. По статистике у нас стабильный процент обеспеченности педагогами – более 98% (слайд). Однако по нашему мониторингу численность учителей, ведущих 2 и более предметов – свыше 48%. Ежегодно увеличивается количество педагогов в возрасте 55 лет и старше. Хотя за последние три года в школы пришли 835 молодых педагогов.


Учителей-предметников ежегодно готовит СГУ имени Чернышевского(прием этого года на педспециальности 1076 чел., 1022 г. – 1022 чел.), однако идут в учительскую профессию далеко не все выпускники. Обратная ситуация с выпускниками педколледжей (трудоустройство – 70-75%). Поэтому мы безусловно поддерживаем внесенное Министерством просвещения предложение о подготовке на базе педколледжей учителей-предметников для 1-9 классов. Мало того, мы предлагаем отработать это направление на базе Саратовской области. Пилотной площадкой может стать создаваемый кластер «Образование» в рамках федерального проекта «Профессионалитет», куда войдут Вольский педагогический колледж и школы региона.
В этом году при поддержке Губернатора области планируем запустить региональный проект «Сельский педагог». Задачи проекта – заместить вакансии не только в школах, но и детских садах 15-ти отдалённых районов области, где наиболее острая потребность в кадрах. Предлагается единовременная выплата 1 млн рублей при обязательстве проработать в должности не менее 3-х лет.


Нужно сказать, что за три года участия в федеральной программе «Земский учитель» мы нашли взаимопонимание и заинтересованность у глав муниципальных районов в решении непростых вопросов социальной, в том числе жилищной поддержки приезжающих в районы педагогов. В этом году со всеми 16 победителями конкурса встретился Губернатор области. А затем с каждым – глава района.


Уважаемы Земские учителя, мы вас приветствуем и постараемся сделать так чтобы в Саратовской области вы нашли не только новое место работы, но и новую малую родину.
Достойные условия для качественной работы важны для всех педагогов области!


На последнем заседании Правительства области мы специально обозначили вопрос сокращения бюрократической нагрузки на педагогов. К сожалению, на учителей подчас возлагают функции, не относящиеся к основной деятельности по обучению и воспитанию: подворные обходы, выход на место проживания ребенка, обследование жилищных условий семьи и так далее. Большое количество запросов в школы поступает по социальному составу обучающихся.


Теперь это запрещено законом (изменения в федеральный закон «Об образовании» от 14.07.2022, приказ Минпросвещения РФ от 21.07.2022№ 582). И мы должны его выполнять.
Со своей стороны сейчас занимаемся синхронизацией поступающих в школу мониторинговых запросов в рамках 2-х мониторингов (через информационно-аналитические системы МИАС и КОЭРСО). Это значительно снизит бюрократическую нагрузку на школы.


И еще одно очень важное нововведение. Все школы с нового учебного года будут работать по единому календарю воспитательных событий. Все мероприятия, не входящие в этот план, для образовательных организаций являются необязательными. Я имею ввиду многочисленные конкурсы рисунков, сочинений, творческих работ и т.д., которые инициируются различными организациями и ведомствами. ЭТО также связано с потребностью разгрузить учителя, дать ему возможность сосредоточиться на основном своем занятии: организации учебно- воспитательного процесса в классе, на уроке. Отношение к уроку как к «священной корове», это и есть проявления уважения к учителю, к его труду.
Примером реальной защиты прав учителя, его чести и достоинства является позиция федерального министра в отношении педагога одного их регионов России, уволенного за чтение стихов Хармса.


Задача всех тех, кто управляет системой образования в нашей области не допустить подобные факты. Учитель, завуч, директор, который выполняет свои обязанности, соблюдает этические нормы и законодательство в сфере образования, должен всегда чувствовать, что за него спиной стоит государство. Тогда и он будет действовать как представитель этого государства.
Недопустимыми, на мой взгляд, являются факты, когда педагоги отстаивают свои права по профессиональным вопросам в судах, а представители учредителей, имея штатных юристов, просто наблюдают и ждут, как сложатся события.


Уважаемые участники форума!
В новом порядке аттестации хочется отметить поддержку педагогов, у кого методическая работа и наставничество является дополнительной деятельностью.
По настоящему революционным является решение федерального министерства по отмене обязательного подтверждения через каждые 5 лет квалификационной категории у педагогических работников. Теперь присвоение категории является бессрочным.


Ждем введения Единых подходов к формированию заработной платы педагогов. Она, действительно, должна быть прозрачная и понятная.


Уважаемые коллеги!
Вы знаете, что совсем недавно Президент России утвердил важные поправки в «Закон об образовании в Российской Федерации».
Название предмета ОБЖ меняется на «Основы безопасности и защиты Родины». Усиливается военно-патриотическое воспитание.В регионе эта работа координируется учебно-методическим центром «Авангард», созданным в этом году в городах Саратов, Энгельс, Балаково. Опыт нашего региона уже привлек внимание в ПФО и военкомы округа в апреле посетили центр, отметив стратегически верное решение – совместную работу с ДОСААФ.

 
Со следующего учебного года в школы вернутся серебряные медали «За особые успехи в учении». Этого решения давно ждали родители. Со своей стороны мы на заседании Правительства области вышли с предложением изменить подход к награждению Почетным знаком Губернатора области «За отличие в учебе» (вручается детям, у кого полугодовые, годовые и итоговые отметки - отлично и на ЕГЭ не менее 70 баллов по всем сданным предметам. В 2023 г. - 318 чел., в 2022 г. - 360), чтобы это стало мерой не только морального, но и материального поощрения выпускников, показавших наивысшие баллы на итоговой аттестации.


Для школьников установлена обязанность участвовать в общественно-полезном труде: высадка деревьев и цветов, оформление помещений школы к мероприятию, создание театральных костюмов. Сейчас в школах создаются единые школьные пространства, в оформлении которых ребята также могут принять участие.
И последнее, законом вводится понятие «профориентация для школьников». Регион готов к внедрению с 1 сентября профориентационного минимума. В прошлом году его апробация проведена более чем в двухстах (207) школах. Создан пул муниципальных координаторов.

 
На сайте СОИРО обеспечена методическая поддержка. Профориентационный компонент встроен в учебный план. Нужно сказать, что дополнительным плюсом готовности к проекту является реализуемая по инициативе Губернатора области региональная программа «Навыки для жизни: трудовое обучение». Количество школ-участников программы в наступающем учебном году увеличится с 420 до 525.


В регионе развивается система профильных классов. По данным муниципалитетов в новом учебном году будет сформировано 320 таких классов. Отмечу, что количество психолого-педагогических классов увеличится в 1,6 раза (с 62 до 100). На слайде вы видите, как распределились школы по уровням профориентационного минимума. Только 11, наиболее готовых, выбрали продвинутый уровень. Здесь нам есть с чем работать. Прежде всего, в вопросах внедрения в школах профессионального обучения.
Специфика региона - более 60 процентов школ и филиалов расположены в сельской местности. Именно на селе – самая острая конкуренция у школ и техникумов за выпускников 9-х классов. Поэтому мы ставим перед собой задачу отработать механизм, когда ребята, обучаясь в 10-11-х классах, получали бы не только школьный аттестат, но и свидетельство о получении рабочей профессии. Со следующего учебного года отработаем такой механизм на базе техникума и школы Перелюба.


Здесь же хочу отметить, что мы актуализировали все специальности среднего профессионального образования под запрос работодателей. Только за последние три года введено 50 новых направлений подготовки. Главное – работодатель становится полноправным участником образовательного процесса в связке с образовательной организацией и министерством образования. Сейчас мы работаем над тем, чтобы такое взаимодействие было уже на этапе профессиональной ориентации. А в процессе обучения и производственной практики предприятия и организации уже отбирали себе будущих работников, заключая со студентами договоры на целевое обучение!

 
Площадками для апробации и внедрения таких механизмов, прежде всего, являются 4 кластера федерального проекта «Профессионалитет». Готовим заявки на максимальное участие техникумов и колледжей региона в данном федеральном проекте.

На базе одного из действующих кластеров по направлению «Машиностроение» мы с 1 сентября создаем первый в регионе учебно-производственный комплекс. Это для нас совершенно новый уровень взаимодействия предприятий, в данном случае оборонного комплекса, и колледжа, когда студенты еще на стадии обучения трудоустроены, а колледж может выполнять производственные заказы.


Новый кластер «Информационные технологии в сельском хозяйстве» в Балашове тоже будем готовить к переводу в учебно-производственный комплекс.
Отмечу, что стимулом многих изменений в СПО стал закон области о предоставлении инвестиционного налогового вычета предприятиям, помогающим колледжам.
Уважаемый Михаил Александрович! Особая благодарность депутатам областной Думы, которые приняли самое активное и деятельное участие в разработке и принятии это непростого закона.Результаты уже есть. Корпорация Росатом в Поволжском колледже технологии закупила в этом месяце оборудования на почти 29 млн.руб.


Коллеги!
Воспитание подрастающего поколения приобретает в текущих исторических реалиях стратегическое значение, становится гарантом национальной безопасности и должно соответствовать Указу Президента России (от 9 ноября 2022 г. № 809) «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». То есть практически выстаивается новая философия воспитания. И здесь не может быть узко ведомственных вопросов. Важно совместными усилиями разных организаций и ведомств: и культуры, и образования, и молодежи, и спорта создать такую среду, которая позволит каждому ребёнку, независимо от места проживания и статуса, найти то, что ему по душе, захотеть жить и развиваться в своей стране. Знать и уважать ее историю. То есть быть гармонично развитыми и социально ответственными.


Для этого в регионе развиваются различные формы дополнительного образования. В каждом учреждении формируется воспитывающая среда: школьные театры (604), музеи (519), телестудии (12), медиацентры (375), спортивные клубы (679). В новом учебном году в каждой школе будут действовать Центры детских инициатив. Через проект «Навигаторы детства», в который с 1 сентября входят все образовательных организации среднего профессионального образования, выстраиваем взаимодействие с региональными структурами «Движения первых».
Основа работы - единый план воспитательных событий. Главный приоритет - патриотическое воспитание детей и молодёжи.
Для обеспечения единства воспитательного пространства сопровождение проектов и мероприятий просто необходимо. Сегодня мы видим, что Министерство просвещения России взяло на себя роль наставника в ключевых воспитательных проектах.


По всей стране идет обучение педагогов новым формам и техникам воспитательной работы.
Для нас особо ценно обучение в международном детском центре «Артек» школьных управленческих команд, организованное Министерством просвещения Россиии Росдетцентром. Такое обучение уже прошли директора, заместители директоров и советники по воспитанию 5-ти школ Саратова и Энгельса. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Артековская школа даже сегодня не имеет аналогов по вопросам воспитания. У нас есть предложение рассмотреть возможность направить в Артек студенческие отряды и представителей психолого-педагогических классов Саратовской области.

 
Коллеги!
Школа сегодня становится центром просветительской деятельности, и, что особенно важно – исторического просвещения. Мы тесно сотрудничаем с обществом «Знание». Саратовская область в лидерах по числу соискателей главной просветительской награды Знание.Премия (наряду с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Нижегородской областью). С 1 сентября начнём преподавание по новым Государственным учебникам истории для 10-11 классов. Ценно, что новый единый учебник по истории ставит во главу угла историю России и то, как она повлияла на мировую историю.

В Саратовской области реализуются учебно-методические комплексы региональной истории для 5-10 классов. Выпуск региональной истории для 11-го класса запланирован на 2024 год.
По поручению Вячеслава Викторовича Володина в рамках исторического просвещения для обучающихся 5-11 классов организован региональный конкурс «Лучший исторический класс». В новом учебном году конкурс пройдет с 4 сентября по 15 декабря.

 
Все районы уже много лет участвуют в конкурсе «Лучший ученический класс». А теперь конкурс «Лучший исторический класс» позволит мотивировать ребят к участию в социально значимых и культурно-исторических мероприятиях, проводимых в регионе, повысит их интерес к исследованию региональной истории.
В заключение хочется отметить, что Год педагога и наставника это особое событие не только для профессионального сообщества, но и для всех жителей России! Это год признания особого статуса педагога! По всей России проходит цикл всероссийских акций «Спасибо педагогу и наставнику». Призываю принимать в них самое активное участие, вспомнить своих педагогов и своих наставников, публично сказать им спасибо!


А закончить выступление позвольте результатами проведенного ВЦИОМ социологического исследования, посвященного жизненным ценностям наших соотечественников в возрасте от 18 до 45 лет. Это те, кто уже являются родителями наших учеников или в скором времени ими станут. Исследование проводится один раз в 10 лет и, соответственно, сравниваются ответы на вопросы, заданные в 2013 и 2023 годах

Вопрос: «Без чего, по вашему мнению, нельзя добиться успеха в России»

Ответ без денег 2013 – 23 %, 2023 – 17 %
без образования 2013 – 17 % , 2023 – 31 %

И еще 86 % убеждены, что упорный труд важнее таланта.

Вывод - общество признает ценность качественного образования и понимает, что нужно потрудиться, чтобы его получить.

Это социальный заказ и одновременно вызов для нас!


Файл: Загрузить

Опубликовано: 26.08.2023

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»