Выступление заместителя Председателя Правительства области – министра образования области М.И. Орлова на пленарном заседании областного образовательного форума «ПРО. Образование 64. Векторы развития»Назад

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с Вами собрались накануне учебного года, чтобы понять, как будет развиваться система образования и что нужно сделать, чтобы работать более эффективно, на результат.

Сразу отмечу, что круг основных проблемных вопросов мы поднимаем ежегодно: кадры, инфраструктура, качество образования, единые усилия по воспитанию, работа в связке: «Школа-техникум-предприятие». Но время рассуждать и обсуждать закончилось. Сегодня мы должны говорить о реальных действиях и реальных результатах. Именно этого ждут от системы жители региона, платя налоги и тем самым формируя областной бюджет.

Мы накануне нашего совещания сделали анализ. Посмотрите: за 2019-2024 годы на развитие инфраструктуры образования направлено более 37 миллиардов рублей, из них свыше 13 миллиардов - средства регионального консолидированного бюджета. Доля расходов на «Образование» в общем объеме консолидированного бюджета выросла до 27,4% (2021 год – 25%).

Давайте посмотрим, насколько муниципальные районы смогли воспользоваться этими ресурсами. Насколько смогли решать проблемы кадров, инфраструктуры, качества образования.

У нас массово созданы образовательные комплексы (базовые школы, филиалы, структурные подразделения дошкольного образования) в результате реорганизации 365 малокомплектных школ (доля малокомплектных школ уменьшилась до 23%, для сравнения, в 2018 году было 52%).

70% школ (381) на сегодня являются базовыми школами или ресурсными центрами. Именно они с 2019 года оснащались современным оборудованием в рамках национального проекта «Образование».

Согласитесь, что мы вправе ожидать эффективной работы базовых школ с филиалами. В образовательных комплексах должно повышаться качество образования, в том числе за счет решения проблем дефицита квалифицированных профильных педагогов в филиалах. Именно в этом цель создания таких комплексов.

Однако аккредитационный мониторинг, проведенный Рособрнадзором совместно с Министерством просвещения России, выявил ряд проблем.

Было проанализировано 2214 образовательных программ общего образования. Прежде всего, надо сказать спасибо муниципальным координаторам и органам управления образованием за слаженную работу. Ведь в неё было вовлечено 549 школ и 351 филиал школ.

Нужно отметить, что более 90 % программ преодолели порог минимального значения и соответствуют аккредитационным показателям.

Но есть программы, не достигшие минимального уровня. И в большинстве своём они выпадают на филилы, а в ряде случаев – и на филиалы и на базовые образовательные организации.

Мы уже провели ВКС с заместителями глав по социальной сфере. Этим вопросам посвящена одна из секций нашего Форума. Все проблемные точки обозначены. Совместно с районами уже подготовлены дорожные карты.

Но хотелось бы остановиться на ряде западающих моментов, от которых напрямую зависит качество образования в каждой образовательной организации.

1) Необходимо скорректировать программы развития, особенно в части критериев внутренней системы оценки качества образования. В очередной раз обращаюсь к директорам школ и руководителям органов управления образованием. Только системная работа позволит Вам вовремя выявлять и устранять пробелы в освоении образовательных программ.

Государственная итоговая аттестация показала, что таких пробелов довольно много. На слайде видно районы, где показатели у девятиклассников значительно хуже среднеобластных. И это с учетом дополнительных дней пересдачи ЕГЭ, установленных по поручению Президента Российской Федерации.

2) Нужно поднять мотивацию педагогов к повышению своих компетенций. Это задача и директоров школ и руководителей органов управления образованием. Процедура аттестации стала проще, категории – бессрочными. Обращаю внимание на получение категорий педагог-методист и педагог-наставник, за которые по решению Губернатора области установлена ежемесячная доплата – 3 тыс. рублей.

3) Отдельный вопрос – повышение квалификации и переподготовка педагогов и руководителей. Объемы, реализуемые областным институтом развития образования, значительные – более 17 тыс. человек. Причем по переподготовке в этом году – более тысячи человек (1126, в 2023 г. – 406). Уже реализуются программы переподготовки для новых предметов: Труд (технология), ОБЗР. Однако заявки от районов единичные.

Мы сделали анализ и выявили низкий уровень участия слушателей в повышении квалификации в 12 районах. На слайде наглядно видна потребность в повышении квалификации учителей этих районов.

То же можно сказать и об участии педагогов в профессиональных конкурсах. В прошлом году Губернатором области было принято решение о повышении призового фонда конкурсов. Вместе с тем круг территорий-участников практически не изменился. Ежегодно в конкурсах принимают участие педагоги Балаковского, Энгельсского, Балашовского, Вольского, Ртищевского районов и города Саратова. Однако педагоги 26-ти районов за последние четыре года продемонстрировали крайне низкое участие. Среди них – Аркадакский район, где за четыре года в профессиональных конкурсах участвовали 4-ре педагога, Лысогорский – 3 педагога, Хвалынский – 2 педагога.

Хочу обратить внимание еще на одну приоритетную в нашей работе тему. Снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Мы отрабатываем этот вопрос в школах, но со следующего учебного года включаем в работу и СПО. Региональные меры, в том числе по отмене ряда мониторинговых исследований, вы все знаете. Однако для того, чтобы педагоги почувствовали изменения, нужны решения на уровне образовательных организаций. В прошлом учебном году все районы доложили о принятии таких решений. Однако проверка в школах Саратова и Дергачевского района органами прокуратуры с привлечением специалистов комитета по государственному контролю и надзору выявила нарушения. Основное нарушение, на которое хочу обратить внимание: не внесены изменения в правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции педагогов, в том числе в обязанности классных руководителей.

Дефицит квалифицированных учителей-предметников – главный сдерживающий фактор развития.

Мы проанализировали ситуацию накануне учебного года. Районами заявлено 306 вакансий, которые сейчас активно замещаются молодыми специалистами. В нашем форуме участвуют 30 молодых учителей, приступающих к работе в этом году и представители Земских учителей – победителей конкурсного отбора этого года.

На февральской коллегии мы представляли успешный опыт Татищевского района по сопровождению будущих педагогов, начиная с психолого-педагогических классов, и в период обучения в ВУЗе. Сегодня здесь в зале 4-ре представителя молодых учителей Татищевского района, которые в этом году вернулись в родные школы.

Здесь также присутствуют представители династии педагогов Сергадеевых из Самойловского района, общий стаж которой - 200 лет. В этом году династия продолжится молодым учителем химии, приступающим к работе в Лицее Балашова (Сергадеева Ольга Алексеевна).

Эти примеры лишний раз доказывают, что сельским и, особенно, отдаленным районам надо работать со своими будущими педагогами, начиная со школы. Стимулировать продолжение педагогических династий.

Думаю, будет правильно, широко использовать в районах практики, разработанные кластером «Педагогика – регион 64». Сегодня это одна из площадок нашего форума. Ведь мало создать психолого-педагогические классы. Нужно организовать их работу на результат. И рассматривать работу таких классов с точки зрения замещения педагогических вакансий, уменьшения нагрузки педагогов, ротации кадров. Тогда не будет вопросов по кандидатурам на целевой прием.

Ещё более важно сотрудничество с Саратовским государственным университетом. И в вопросах подготовки необходимых районам кадров, и в вопросах вступления в профессию и сопровождения молодых педагогов. Накануне нашего форума в СГУ прошла летняя школа молодых педагогов. 90 человек участников, конечно, для СГУ это много. Но для региональной системы мало. Тем более, что для участия в летней школе были приглашены, в основном, молодые педагоги из Саратова и Энгельса. Предлагаю университету пересмотреть такой подход, расширить географию приглашенных и проводить школы молодых педагогов при поддержке министерства образования области.

Вчера завершился конкурсный отбор 15 учителей для замещения вакансий в отдалённых районах по новому региональному проекту «Сельский педагог», инициированному Губернатором области, с выплатой 1 млн. рублей по аналогии с федеральным проектом «Земский учитель». И эти учителя придут в школы уже 1 сентября.

Хочу сказать спасибо районам – участникам проекта «Земский учитель». Ведь не во всех регионах России средства на этот проект осваиваются. А мы за годы участия в проекте использовали предоставленную возможность в полном объеме - 88 Земских учителей, 15 из которых в этом году.

Отдельная тема – целевой прием на педагогические специальности.

Уже практически выполнены поручения Губернатора области по выплатам стипендий будущим учителям математики, иностранных языков, русского языка и литература, физики, информатики и ИКТ, химии и биологии, заключившим целевые договоры. С 1 сентября их будет не менее 106 человек. А также будущим учителям начальных классов в колледжах - 10 чел.

Отмечу, что мы впервые начали точечно, пофамильно заниматься будущими педагогами. Результат - заявлено 172 целевика (63 – договор до 1 сентября, 109 – до 10 сентября). Напомню, в прошлом году поступило по целевым направлениям 74 абитуриента.

Но если посмотреть ситуацию в разрезе отдельных районов, то она не может нас устроить. 1-2 целевика в условиях кадрового дефицита – это проблемы не решит. Но такое количество потенциальных целевиков заявлено в 21-м районе. Что это – формальный подход, или не понимание ситуации?

Ведь, например, в Аткарском районе заявлено 5 целевиков. Здесь видно стремление решить проблему с сокращением нагрузки учителей. А в Турковском районе, где свыше 90% учителей ведут два и более предмета, - всего 1 целевик. Да, район участвует в программе «Сельский педагог», но нужно смотреть на ситуацию в перспективе.

Обращаюсь к заместителям глав и начальникам отделов образования. Новый учебный год должен стать точкой отсчета решения вопросов кадровой обеспеченности по-новому. Если относиться к проблеме формально, то результата не будет. А это Ваша личная ответственность.

В каждом районе должно быть понимание потребности в молодых специалистах на перспективу: сколько нужно целевиков ежегодно, причем в разрезе каждой школы и каждого предмета.

Сейчас ваши заявки на целевиков делаются на основе текущих вакансий. Но здесь нужно основываться на анализе динамики ухода педагогов на пенсию за период не менее 3-х лет. На анализе, сколько учителей ведут два и более предмета, не относящиеся к одной предметной области. То есть, если учитель русского языка преподает литературу – это нормально. А вот когда он преподает историю – значит это и есть вакансия для замещения на перспективу. Сейчас, при условии переподготовки, такая практика довольно распространена. Но это вынужденная мера в условиях кадрового дефицита.

Главная наша цель - преподавание должны вести профильные учителя-предметники, а не переобученные непрофильные специалисты. Именно к этому мы должны стремиться и поэтапно решать, начиная с ранней профориентации на профессию «Учитель» и заканчивая целевым приемом и сопровождением будущих педагогов.

Любая проблема решается грамотными действиями. Мы в прошлом году особое внимание обратили на эффективность гимназий и лицеев. Сейчас ситуация выправляется, хотя есть учреждения, по которым остаются вопросы.

Положительно, что более половины гимназий и лицеев демонстрируют большое количество высокобалльных результатов на ЕГЭ. 45% гимназий и лицеев подготовили 100-балльников, 200-балльников и даже первого в регионе 300-балльника – в гимназии № 3 Саратова (Потапкина Маргарита, информатика, физика, английский язык). Хочу отметить Гимназию № 1 Балашова (Дьячин Алексей Сергеевич), где, наряду с большим количеством высокобалльных (34%), есть двухсотбалльный результат (Тренина Юлия, русский язык, английский язык).

Эффективность инициированной Губернатором области поддержки педагогов, подготовивших 100-балльников, доказывают 96 стобалльных работ по итогам ЕГЭ этого года. И среди учреждений, показавших такие результаты, не только лицеи и гимназии, но и обычные школы. Например, 200-балльники в СОШ № 9 имени П.А. Столыпина г. Балашова (директор Рыжков Андрей Георгиевич), СОШ № 1 г. Маркса (директор Мунина Ольга Юрьевна), СОШ № 4 г. Энгельса (директор Исаева Элеонора Степановна), 4 стобалльника в СОШ № 32 имени
А.С. Пушкина г. Энгельса (Рогачева Светлана Александровна).

Коллеги, вы знаете, сколько вопросов было к качеству знаний медалистов. В этом году их численность с появлением серебряной медали кратно увеличилась: в 1,6 раза. Все медали назначены в соответствии с новым федеральным положением (70 и 60 баллов для золота и серебра соответственно по русскому языку и по одному из сдаваемых предметов по выбору). Однако мы посмотрели, как сдавали медалисты другие предметы. И у 6% (83 чел.) результаты по одному из предметов составили менее 50 баллов. На слайде вы районы видите. Этого быть не должно. И это тоже последствие несовершенства внутренней системы оценки качества образования.  

Сейчас практически завершаются действующие национальные проекты. Правительством Российской Федерации до 1 сентября разрабатываются новые национальные проекты, в том числе «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры». Определены укрупненные приоритетные направления развития системы образования до 2030 года: комплексное обновление материально-технической базы образовательных организаций; воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей; военно-патриотическое воспитание детей и молодежи; поддержка педагогических кадров, в том числе молодых специалистов; развитие системы профориентации; повышение качества преподавания естественно-научных предметов в системе общего образования; продолжение реализации федерального проекта «Профессионалитет».

Продолжится ввод и капитальный ремонт образовательных организаций, причём не только школ, но и детских садов, и профессиональных образовательных организаций. Особое внимание будет уделено условиям для организации медицинских кабинетов.

Но мы должны четко понимать, что базой развития системы останутся ресурсы, созданные в рамках федеральных и региональных проектов за последние шесть лет. Причем я говорю не только об общем, но и о профессиональном образовании. Ведь реализация новых национальных задач невозможна без постоянной интеграции школ и техникумов.

Именно поэтому наш форум впервые проходит на площадках профессиональных образовательных организаций – участниках федерального проекта Профессионалитет. Ведь главная идея проекта – кластерное решение задач подготовки кадров с участием профильных техникумов, предприятий и школ.

Развитие сети образовательных учреждений мы также видим в кластерных моделях.

На уровне региона – за счет интеграции школ в среднее профессиональное образование, чтобы ребята могли получить не только аттестат, но и диплом об освоении профессии (специальности). Такие модели с нового учебного года будем реализовывать на базе Лицея-интерната 64, который по инициативе Вячеслава Викторовича Володина станет областным образовательным комплексом «Политехнический колледж – Лицей-интернат 64» с несколькими филиалами в Хвалынском и Вольском районах. И на базе Перелюбского аграрного техникума, который станет единым образовательным центром, включающим школы и структурное подразделение дошкольного образования.

Помимо этого реализуем проект «Школы - ассоциированные партнеры «Сириуса» на базе регионального центра одаренных детей «Галактика 64» и 7 школ, которые станут зональными ресурсными центрами работы с одаренными детьми.

На муниципальном уровне – массовое внедрение модели «Школа-техникум-предприятие»: через сетевое взаимодействие с профессиональными образовательными организациями и предприятиями, организацию деятельности профильных предпрофессиональных классов с получением свидетельства о профессии. Обращаю внимание, что это направление является частью единой модели профессиональной ориентации, на которую все школы должны перейти в рамках национальной цели по достижению технологического суверенитета. Даю поручение институту развития образования и комитету по государственному контролю и надзору в сфере образования осуществить приоритетное сопровождение внедрения данной модели. Помочь школам найти оптимальные формы сетевого взаимодействия с техникумами и предприятиями. Тем более, что начало такому взаимодействию положено в ходе реализации региональной программы «Навыки для жизни: трудовое обучение», которую необходимо развивать. Это тоже прошу взять на особое сопровождение.

Тем более, что с 1 сентября будет введен новый предмет «ТРУД (технология)». На местах нужно отработать сетевое взаимодействие со школами, оснащенными необходимым оборудованием. Так же, как, например, налажено взаимодействие со школами, имеющими бассейны в рамках проекта «Живу на Волге – умею плавать». Но взаимодействие с профессиональными образовательными организациями должно быть в приоритете. Так как новый предмет фактически будет готовить школьников к выбору будущей профессии.

Здесь должны быть четкие действия и по использованию ресурсов дополнительного образования. За последнее шесть лет целевые вложения на это направление составили более 1-го миллиарда рублей, поставлено высокотехнологичное оборудование для изучения предметов естественно-научного цикла и курсов внеурочной деятельности, таких как робототехника, 3D-моделирование. Мы в числе регионов, участвующих в национальном проекте «Беспилотные авиационные системы». С 1 сентября в рамках проекта работать кружки для более, чем 1000 ребят. Будем активно развивать это востребованное направление.

Теперь об учебном предмете «Основы безопасности и защита Родины». В школах уже внедрен вариант Федеральной рабочей программы для 10-11 классов, содержащий модули, связанные с обороной государства, начальной военной подготовкой и знакомством с военными профессиями. На базе учебно-методических центров «Авангард», созданных в Саратове, Энгельсе и Балаково в течение учебного года проводились учебные сборы по основам военной службы. Эта работа будет продолжена уже в рамках нового предмета.

Вместе с тем введение в федеральную рабочую программу в 8-9 классов модуля «Военная подготовка. Основы военных знаний» обострило проблему обеспечения школ средствами обучения по основам военных знаний. Сетевая форма реализации программ является реальным выходом из сложившейся ситуации.

Институт развития образования и комитет по государственному контролю и надзору в сфере образования даст школам необходимые рекомендации.

Однако, мы уже готовим предложения по пересмотру показателей регионального проекта «Развитие инфраструктуры образовательных организаций», что позволит переориентировать его на поставки необходимого оборудования.

Еще раз обращаю внимание муниципальных районов. Проблемы кадров, инфраструктуры, качества образования – не всегда проблемы финансовые. Очень многое зависит от взвешенных, четко спланированных на результат управленческих решений.

Коллеги. Одна из главных задач в образовании – воспитать социально ответственную личность. В решении воспитательных задач теперь у нас есть стратегический партнер - Движение первых.
На федеральном уровне приняты беспрецедентные меры поддержки. С 1 сентября установлены ежемесячные федеральные выплаты (5 тыс. руб.) советникам директоров по воспитанию. У нас их 917. В населенных пунктах, где проживают менее 100 тыс. человек, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство и кураторство групп увеличено до 10 тыс. рублей (получают более 8 тыс. классных руководителей в школах и 460 кураторов групп в колледжах). То есть для воспитания наших ребят созданы все возможности. Но используют эти возможности районы по-разному.

На слайде Вы видите, что четыре района демонстрируют очень низкий процент вовлеченности детей в проекты Движения первых: Федоровский, Хвалынский, Балаковский районы, ЗАТО Светлый.

А теперь посмотрите участие в конкурсе первичных отделений Движения первых, где поддержка победителей может составить до 500 тыс. рублей. Что школам районов красной зоны не нужны средства на развитие воспитательной работы?

Здесь не должно быть формализма и инертности.

Вы все должны понимать, что в сегодняшней ситуации воспитание имеет стратегическое значение для России и является гарантом национальной безопасности.

Коллеги!

Сегодня у нас с вами состоялся довольно откровенный разговор. Уже совсем скоро наступит новый учебный год. И, как я уже говорил, пусть этот учебный год станет точкой отсчета решения многих проблем, годом эффективных действий и, что самое главное - реальных результатов.

 

Спасибо за внимание.

Файл: Загрузить

Опубликовано: 20.08.2024

Возврат к списку


Министерство образования Саратовской области

Создание сайта «Инфо-Эксперт»