Основные положения о реализации учетной политики
в министерстве образования Саратовской области
В соответствии с требованиями пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 274н, информация об учетной политике подлежит публичному раскрытию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом министерства образования Саратовской области от 29 декабря 2018 года № 2602 «Об утверждении учетной политики министерства образования Саратовской области» утверждены следующие положения.
Организационные положения
Бюджетный учет в министерстве образования Саратовской области (далее - Министерство) ведется в соответствии Бюджетным Кодексом РФ,с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - закон № 402-ФЗ), бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы бюджетного учета, распорядительными (нормативными) документами, устанавливающими особенности реализации учетной политики в Министерстве.
Основные задачи бюджетного учета Министерства соответствуют требованиям закона № 402-ФЗ. Ответственными за организацию и ведение бюджетного учета являются:
по организации бюджетного учета и соблюдению законодательства при выполнении хозяйственных операций – министр образования Саратовской области;
по формированию учетной политики, распорядительных документов, определяющих особенности реализации учетной политики в Министерстве, ведению бюджетного учета, своевременному предоставлению полной и достоверной бюджетной отчетности - начальник управления и исполнения бюджета, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности.
Учетная политика Министерства разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета, утвержденных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» и Инструкции по его применению» и от 6 декабря 2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н и Инструкция № 162н);
соблюдение положений федеральных стандартов: «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 256н (далее – Стандарт № 256н); «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 257н (далее – Стандарт № 257н); «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 258н (далее – Стандарт № 258н); «Обесценение активов», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 259н (далее – Стандарт № 259н); «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 260н (далее – Стандарт № 260н); «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 274н (далее – Стандарт № 274н); События после отчетной даты», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 275н (далее – Стандарт № 275н); «Отчет о движении денежных средств», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 278н (далее – Стандарт № 278н); « «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 года № 32н (далее – Стандарт № 32н); «Запасы» утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07 декабря 2018 года № 256н (далее – Стандарт № 256н «Запасы»), «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденного, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 года № 124н (далее – Стандарт № 124н), «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2018 года № 37н (далее – Стандарт № 37н), «Нематериальные активы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 181н (далее – Стандарт № 181н); «Выплаты персоналу», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 184н (далее – Стандарт № 184н);
порядок включения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета, установленный Инструкцией № 162н.
Бюджетный учет осуществляется управлением планирования и исполнения бюджета, возглавляемым начальником управления бюджетного учета и отчетности, состоящим из следующих отделов:
отдела бухгалтерского учета и отчетности;
отдела планирования и исполнения бюджета;
планово - экономический отдел.
Бюджетный учет осуществляется с применением систем автоматизации учета по следующим направлениям:
учет операций в Министерстве, организующем исполнение областного бюджета - АС «Бюджет»;
учет операций по исполнению сметы доходов и расходов на содержание аппарата Министерства, администрированию доходов и источников внутреннего финансирования – «1 :С Предприятие ».
С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи ведется электронный документооборот по следующим направлениям:
система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства - «СУФД»;
передача отчетности по налогам и сборам и иным обязательным платежам в Инспекцию Федеральной налоговой службы;
представление отчетности по страховым взносам и сведениям персонифицированного учета в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации;
представление отчетности в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
представление отчетности в Федеральное казначейство в подсистеме учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет»;
размещение отчетности на сайте сбора отчетности органа статистики Российской Федерации;
система электронного документооборота с банком «Банк-Клиент Онлайн» в целях осуществления расчетов по операциям с использованием банковских карт, а также в целях информационного обмена;
система сбора отчетности «Свод СМАРТ».
Документальное отражение финансово-хозяйственных операций
Финансово-хозяйственные операции, производимые Министерством, отражаются в бюджетном учете на основании оправдательных документов (первичных учетных документов) в регистрах бюджетного учета, формы которых утверждены приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ Минфина России № 52н), от 15.04.2021 №61 «б утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» далее Приказ Минфина России №61 н).
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, Министерством самостоятельно разрабатываются необходимые формы документов.
Формы бюджетного учета
В Министерстве устанавливается журнальная форма бюджетного учета с элементами автоматизации программных продуктов УРМ АС «Бюджет» и АС «1:С Предприятие».
Организация документооборота
Для обеспечения своевременного отражения в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни Министерства и составления бюджетной отчетности применяется график документооборота.
Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляют начальники соответствующих отделов управления планирования и исполнения бюджета.
Рабочий план счетов
Бюджетный учет имущества, обязательств и финансово-хозяйственных операций Министерства ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочие планы счетов бюджетного учета Министерства:
Инвентаризация
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательства проводится в соответствии с «Порядком проведения инвентаризации активов и обязательств»
Учет расчетов с подотчетными лицами
По возвращении из командировки работник представляет
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) в течение трех рабочих дней.
При отсутствии проездных документов (билетов) фактический срок пребывания работника в служебной командировке определяется по иным подтверждающим период его нахождения в служебной командировке документам.
Учет нефинансовых активов
Министерство учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 рублей включительно, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который состоит из 12знаков.
Критериями признания стоимости объектов основных средств несущественной являются критерии, установленные Стандартом № 257н для начисления 100%-ной амортизации: объект основных средств стоимостью до 100 000 рублей включительно при вводе в эксплуатацию.
Начисление амортизации на объекты основных средств производятся линейным методом.
В случаях, когда установлены одинаковые сроки полезного использования и метод расчета амортизации всех структурных частей единого объекта основных средств, Министерство объединяет такие части для определения суммы амортизации.
Министерство учитывает в составе материальных запасов материальные объекты, указанные в пунктах 98–99 Инструкции № 157н, а также производственный и хозяйственный инвентарь.
Единица учета материальных запасов в Министерстве - номенклатурная (реестровая) единица. Исключение:
- группы материальных запасов, характеристики которых совпадают, например: офисная бумага одного формата с одинаковым количеством листов в пачке, кнопки канцелярские с одинаковыми диаметром и количеством штук в коробке и т. д. Единица учета таких материальных запасов – однородная (реестровая) группа запасов;
Решение о применении единиц учета «однородная (реестровая) группа запасов» и «партия» принимает начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности.
Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости на дату выбытия.
Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен, а также сумм, уплачиваемых Министерством за доставку материальных запасов, приведение их в состояние пригодное для использования.
Приобретенные, но находящиеся в пути запасы признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором). Если Министерство понесло затраты, перечисленные в пункте 102 Инструкции № 157н, стоимость запасов увеличивается на сумму данных затрат.
В случае получения полномочий по централизованной закупке запасов расходы на их доставку до получателей списываются на финансовый результат текущего года.
Безвозмездно полученные объекты нефинансовых активов, а также неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и инвентаризаций, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен.
Данные о рыночной цене безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально:
- справками (другими подтверждающими документами) Росстата;
- прайс-листами заводов-изготовителей;
- справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;
- информацией, размещенной в средствах массовой информации и так далее.
В случае невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем комиссией.
Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах, регулирующих бухгалтерский учет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия по инвентаризации имущества, финансовых активов, обязательств, по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Материальные ценности, полученные на хранение, учитываются:
- по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором);
- либо в случае одностороннего оформления акта Министерством в условной оценке «один объект - 1 руб.».
Первоначальной стоимостью объекта нематериальных активов, приобретаемого в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения, либо стоимость, отраженная в передаточных документах.
В случае если объект нематериальных активов, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости и передаточные документы не содержат информации о его стоимости, первоначальной стоимостью признается текущая оценочная стоимость.
Определение текущей оценочной стоимости нематериального актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.
Расчеты по оплате труда
Выплата заработной платы, денежного содержания и денежного вознаграждения работникам Министерства производится с использованием персональных пластиковых банковских карт кредитных организаций.
Табель учета использования рабочего времени (форма по ОКУД 0504421), утвержденный Приказом Минфина России № 52н, применяется для регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т.п.).
Расчеты по доходам и отдельным операциям исполнения областного бюджета
Министерство осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов областного бюджета.
Перечень администрируемых доходов утверждается приказом Министерства.
Организация и ведение бюджетного учета по осуществлению функций администрирования и отдельных операций исполнения областного бюджета осуществляется согласно выполняемым полномочиям.
Дебиторская и кредиторская задолженность
Дебиторская задолженность Министерства списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» на основании решения комиссии по инвентаризации имущества, финансовых активов, обязательств, по поступлению и выбытию нефинансовых активов. С забалансового счета задолженность списывается после того, как указанная комиссия признает ее безнадежной к взысканию.
Задолженность, не востребованная кредиторами, списывается на финансовый результат на основании приказа Министерства. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации, при выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами».
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения комиссии по инвентаризации имущества, финансовых активов, обязательств, по поступлению и выбытию нефинансовых активов Министерства.
Финансовый результат
Министерство все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год бюджетной сметой и в пределах установленных норм.
Доходы от межбюджетных трансфертов по соглашению, заключенному на срок более года, подлежат отражению на счетах:
401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
Резерв предстоящих расходов формируется на счете 401.60»Резервы предстоящих расходов:
- для оплаты неиспользованных дней отпусков за фактически отработанное время и компенсаций за неиспользованный отпуск, включая страховые взносы.
Санкционирование расходов
Обязательства (принятые, принимаемые, отложенные) принимаются к учету в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.
Организация и обеспечение внутреннего финансового контроля
Министерство осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:
на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Передача документов бухгалтерского учета при смене руководителя и главного бухгалтера
При смене министра образования Саратовской области или начальника управления планирования и исполнения бюджет (далее – увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел уполномоченному должностному лицу Министерства (далее – уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а также печати и штампы.
Передача бухгалтерских документов, печатей и штампов проводится на основании приказа Министерства.
Передача документов бухгалтерского учета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии, создаваемой в Министерстве.
Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и вид.
При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта министр и (или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.
Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица в Министерстве.
Налоговый учет
Ответственным за постановку и ведение налогового учета в Министерстве является начальник управления планирования и исполнения бюджета, начальник отдела бюджетного учета и отчетности.
Министерство применяет общую систему налогообложения.
Изменение учетной политики
Учетная политика Министерства применяется с момента вступления в силу приказа Министерства «Об утверждении учетной политики министерства образования Саратовской области». Изменение учетной политики вводится с начала финансового года или в случае изменения законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета, а также существенных изменений условий деятельности Министерства.
Файл:
Загрузить
Назад в раздел