Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия
Версия для слабовидящих Мобильная версия
«Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить»
В.В. Путин
 
Главная Карта сайта







БАННЕР 2.jpg
























ed48cec3249b76e7febf6067e14d2fff.png




2023-01-09_12-49-36.png

2023-01-09_12-38-27.png
2023-01-09_12-38-05.png
2023-01-09_12-52-03.png



minquest2.jpg

hotline2.jpg

Горячая линия по вопросам оплаты труда

hotline2.jpg





plany.png




image006.png






телефон доверия.jpg



Общественный совет
Безымянный.jpg
Вернуть детство

ЦППИМССПРАВЛЕНЫЙ.jpg




Фонд.jpg




Запись в детские сады


5_баннер 1.png






КОНЦЕПЦИЯ развития педагогических кадров Саратовской области на 2018–2022 годы (проект)


КОНЦЕПЦИЯ
развития педагогических кадров Саратовской области
на 2018–2022 годы (проект)

I. Соответствие целей Концепции приоритетным задачам
социально-экономического развития Российской Федерации и региона

Повышение качества общего образования, его эффективности и конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических кадров. Профессионализм педагогов выступает гарантом формирования качественно иной системы общего образования, становится одним из ключевых условий развития и успешной социализации обучающихся.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (с изменениями от 10 февраля 2017 года), в качестве одной из приоритетных задач определяет создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, предполагающей:

– внешнюю независимую сертификацию профессиональных квалификаций;

– поддержку потребителей услуг непрерывного профессионального образования, корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

– модернизацию организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г.N 2227-р, предусматривает:

– создание новой системы аттестации кадров;

– формирование современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров;

– обновление квалификационных требований (в том числе в рамках поддержки создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций);

– использование новых образовательных технологий и методов обучения на уровне общего образования.

Для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров запланировано:

– ежегодноеобновление образовательных программ бакалавриата, магистратуры, дополнительного профессионального образования по педагогическим специальностям и направлениямв соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и требованиями работодателей;

– совершенствование профессиональной переподготовки будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но мотивированных на работу с детьми;

– создание сети консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95, 96 и 97) закрепляет для отечественного образования норму формирования гибкой подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающего человеческий капитал и обеспечивающего текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.

Предпринимаются усилия по преодолению ранней узкой специализации, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, предусматривающие большую самостоятельность образовательных организаций в определении содержания подготовки педагогических кадров, а также возможность индивидуализации профессиональной подготовки.

Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной распоряжением Правительства РФ 28 мая 2014 г.
N З241п-П8, определена необходимость внедрения профессионального стандарта педагога как базы для оценки квалификаций и труда педагога.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.N 1642 (с изменениями от 30 марта 2018 г.),в рамках направления (подпрограммы) «Реализация образовательных программ профессионального образования» предусматривает проведение мероприятий по развитию кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования. Целевыми ориентирами обозначены разработка и реализация комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленнойв том числена овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания. Планируется, что удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций в 2019 году достигнет 25 %.

Наряду с созданием и распространением структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании первостепенными становятся развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Одним из поручений Президента Российской Федерации (2 февраля 2016 года) по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 года) является формирование Национальной системы учительского роста (далее – НСУР). Приказом Минобрнауки России от 26 июля 2017 г.N 703 утвержден План мероприятий (дорожная карта) по формированию и введению НСУР, который включает пять разделов – от образования Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР (2017–2018 годы) до подготовки проекта доклада Президенту РФ о проведенной работе (декабрь 2020 года). Таким образом, к концу 2020 года должны быть завершены все мероприятия по формированию и введению НСУР. Выполнение мероприятий дорожной карты возложено на Минобрнауки России.

В настоящее время в регионе реализуется государственная программа Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г.N 643-П (с изменениями от 6 февраля 2018 г.).

Однако остается нерешенной проблема привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения области. Доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет около 10 % от общего количества работников образовательных учреждений.

Концепция развития педагогических кадров Саратовской области на 2018–2022 годы (далее – Концепция) разработана по запросу профессионального сообщества и общественности, имеет высокую социальную значимость и ориентирована на развитие региональной системы образования за счет эффективного функционирования высокопрофессиональных педагогических кадров, повышение их конкурентоспособности.

II. Характеристика положительного опыта региона по развитию педагогических кадров как основы разработки Концепции

В Саратовской области подготовку педагогических кадров на уровне высшего профессионального образования осуществляет только федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственныйуниверситет имени Н.Г. Чернышевского» (далее – СГУ имени Н.Г. Чернышевского, СГУ).

Педагогическое образование является одним из приоритетных направлений для СГУ. Здесь ведется подготовка студентов по 18 профилям бакалавриата и 17 профилям магистратуры направления «Педагогическое образование», четырем профилям бакалавриата и пяти профилям магистратуры направления «Психолого-педагогическое образование», пяти профилям бакалавриата и трем профилям магистратуры направления «Специальное (дефектологическое) образование». Важным этапом подготовки является педагогическая практика, которая координируется учебным управлением СГУ. Основные образовательные программы подготовки педагогов предусматривают проведение двух педагогических практик в школе: на третьем и четвертом курсах, а также вожатской практики.

С 2012 года функционирует научно-методический совет СГУ по педагогическому образованию, который объединяет преподавателей, представляющих все факультеты и институты университета, где осуществляется подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов по педагогическим направлениям. Главная цель деятельности научно-методического совета – улучшение качества и эффективности подготовки будущих педагогов. Основные задачи: координация действий в системе подготовки учителей; формирование современных подходов к содержанию педагогического образования; содействие внедрению в учебный процесс инновационных методик преподавания и современных информационных технологий.

Модернизация педагогического образования связана с основными составляющими:

– профессиональное изучение студентами-педагогами концептуальных основ образовательных стандартов;

– получение отчетливых представлений о современных образовательных программах, учебниках и методах обучения (электронное обучение, проектные методы в обучении, научно-исследовательская работа учителя и обучающегося);

– соотнесение федеральных образовательных стандартов основного общего, среднего общего и высшего образования;

– внедрение новых образовательных технологий и интерактивных форм обучения;

– раннее приобщение к научно-методической деятельности в рамках кружков и семинаров;

– повышение мотивированности выпускников-педагогов к профессиональной деятельности учителя;

– формирование профессиональных компетенций в области инклюзивного образования у студентов-педагогов;

– профориентационная работа со школьниками, выявление и поддержка одаренных детей Саратова и Саратовской области.

Это реализуется посредством:

– организации деятельности четырех базовых кафедр СГУ в Гуманитарно-экономическом лицее, Физико-техническом лицее № 1, Лицее математики и информатики, гимназии № 7;

– проведения ежегодного профориентационного марафона;

– организации ежегодного профессионального конкурса «Шаг в профессию»;

– проведения летней педагогической школы в рамках программы «Универия» на базе летнего лагеря СГУ «Чардым»;

– активного включения работодателей в разные формы взаимодействия с университетом.

Проводится подготовка магистрантов по направлению «Педагогическое образование». Среди них много учителей, имеющих опыт практической работы. Открыты новые магистерские программы: «Педагогика одаренности», «Образование взрослых», «Управление образовательными организациями», «Менеджмент дошкольного образования», «Педагогическая инноватика и рискология».

Ежегодно проводится университетский научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования», в котором участвуют около 80 преподавателей СГУ, учителей общеобразовательных организаций и до 400 студентов университета. Традиционные мероприятия фестиваля: педагогическая олимпиада, дискуссионные площадки по актуальным темам школьной жизни, день университета в школе, мастер-классы от лучших учителей города и т.д.

Для обеспечения подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, разработаны и читаются спецкурсы. С сентября 2017 года началась подготовка студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Дефектология», в области сурдопедагогики. Планируется реализация магистерских программ «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха» и «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра». Выделены бюджетные места для приема абитуриентов на эти программы.

Многие годы СГУ им. Н.Г. Чернышевского работает с одаренными детьми. Преподаватели и ученые университета традиционно составляют основу жюри регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников. Функционирует магистерская программа по педагогике одаренности. Широкой известностью пользуется Центр олимпиадной подготовки программистов. В областной летней школе для одаренных детей «Созвездие» преподаватели университета являются научными руководителями отрядов, сформированных по предметным интересам учащихся. Они читают лекции по актуальным проблемам науки, проводят практические занятия, академические бои и конкурсы по предметам.Создан университетский Центр поддержки одаренных детей. Начато строительство школы-предуниверситария, курировать которую будут четыре вуза Саратова.

По заданию руководства Ассоциации классических университетов России (АКУР) СГУ им. Н.Г. Чернышевского разработал педагогический модуль для основных образовательных программ непедагогических университетских направлений (физика, химия, история, филология, математика, культурология и т.д.), выпускники которых традиционно успешно работают в общеобразовательных организациях. С введением в действие профессионального стандарта педагога работа в школе таких специалистов становится проблематичной, т.к. их базовое образование не соответствует требованиям профстандарта. В настоящее время педагогический модуль проходит процедуру профессиональной экспертизы.

Подготовку педагогических кадров со средним профессиональным образованием в регионе осуществляют государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» (ГАПОУ СО «ВПК им. Ф.И. Панферова»), государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК»),государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области«Энгельсский колледж профессиональных технологий» (ГАПОУ СО «ЭКПТ»), где проводится обучение по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Физическая культура». Ежегодный выпуск специалистов среднего звена составляет свыше 350 человек.

Основными точками роста и развития современного педагогического образования в системе среднего профессионального образования являются повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога, ФГОС СПО, ФГОС общего образования и с учетом потребности региона в педагогических кадрах.

В основе новой моделиподготовки педагоговсреднего звена лежат практики организации сетевого взаимодействия, социального партнерства, в том числе в рамках дуального образования, ранней профориентации (через работу педагогических классов, разработку инновационных проектов:«Педагогический парк», «Виртуальный педагогический класс» и пр.). Новации связаны прежде всего с обеспечением многоканальности получения педагогического образования, с реализацией заложенных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возможностей компетентностной и практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, с проработкой механизма осуществления пропаганды престижа педагогического труда, проведением демонстрационного экзамена по модели WorldSkills, что требует специализированных площадок, оснащенных современным технологическим оборудованием и позволяющих выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки педагогического корпуса требуют высокой мобильности системы дополнительного профессионального педагогического образования, повышения квалификации, адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ.

Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает переход на персонифицированную модель повышения квалификации, модернизацию работы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов. Однако в вариативности получения дополнительного профессионального педагогического образования заложены определенные риски некачественной подготовки специалиста, поскольку он, как правило, выбирает не столько уровень предоставляемых услуг, сколько их доступность (финансовую, территориальную, ресурсную и т.д.).

Основным поставщиком государственной услуги по дополнительному профессиональному педагогическому образованию в регионе является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (ГАУ ДПО «СОИРО»). Свою основную задачу он видит в совершенствовании кадрового потенциала региональной системы образования.

Институтом сформирована система непрерывного повышения профессионального уровня педагогов, которая включает образовательный, методический, научно-исследовательский, инновационно-технологический и проектный компоненты, взаимодействие которых обеспечивает возможность эффективного послевузовского образования педагогов.

Ежегодно в СОИРО повышение квалификации в рамках курсовой подготовки проходят более 9 000 педагогов, в том числе за счет средств регионального бюджета – почти 95 % из них.

Профессиональную переподготовку в среднем ежегодно проходят 400 педагогов.

Основным направлением модернизации содержания дополнительных профессиональных программ (ДПП) является подготовка педагогов к работе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и специального общего образования. В содержание ДПП вносятся актуальные аспекты, связанные с обсуждаемыми проектами профессиональных стандартов различных групп педагогических работников (педагог, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог).

В настоящее время институт реализует 199 дополнительных профессиональных программ, в том числе 177 ДПП повышения квалификации и 22 ДПП профессиональной переподготовки.

На базе ГАУ ДПО «СОИРО» с 2015 года функционирует региональный центр практической психологии и инклюзивного образования. Важное направление его работы – подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детьми-инвалидами. К реализации адаптированных программ в условиях инклюзивного образования подготовлено около 4 000 педагогических работников различных специальностей.

Методический компонент системы непрерывного повышения профессионального уровня педагогов реализуется в межкурсовой период. Проведение семинаров, фестивалей, круглых столов, форумов и профессиональных конкурсов является эффективным средством укрепления престижа профессии учителя.

Ежегодно структурными подразделениями института совместно с муниципальными методическими службами проводятся конкурсы для педагогов и методистов региона. В их числе региональные этапы всероссийских и окружных конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Учитель здоровья России», «Педагогический дебют», «Православный учитель», «За нравственный подвиг учителя», «Лучший преподаватель СПО». Общее число участников ежегодно превышает 2 000 человек.

Реализация методического компонента позволяет сопровождать вхождение в профессию молодых педагогов. Основными формами методического сопровождения являются наставничество, работа муниципальных объединений и региональной Ассоциации молодых педагогов, проведение публичных мероприятий.

Особо значима в сопровождении молодого педагога роль наставника. Его пример – сильнейший воспитательный стимул, который часто недооценивается, поскольку ведущими считаются финансовые стимулы. С 2015 года в региональном конкурсе муниципальных методических служб, который на протяжении многих лет проводит ГАУ ДПО «СОИРО», определяется победитель в новой номинации «Наставник молодежи».

Реализация научно-исследовательского и проектного компонентов системы непрерывного повышения профессионального уровня педагогов позволяет вовлекать их в исследовательскую и инновационную деятельности, без которых невозможно развитие и реализация профессионального потенциала учителя. С целью распространения инновационного опыта в сфере образования, предоставления ведущим педагогам региона возможности презентации результатов своей деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» ежеквартально издает научный журнал «Вестник Саратовского областного института развития образования», входящий в базу данных Российского индекса научного цитирования(РИНЦ), и научно-методический журнал «Актуальные вопросы регионального образования».

К инновационно-технологическому компоненту системы непрерывного повышения профессионального уровня педагогов относятся дистанционные образовательные технологии. На серверах института развернуты пять систем дистанционного обучения Moodle и сервис ВикиВики, которые позволяют осуществлять обучение всех участников образовательного процесса. На портале для учителей и руководителей образовательных учреждений (http://teacher.soiro.ru) размещены более 80 дистанционных курсов. На региональном образовательном портале для школьников (http:// courses.soiro.ru) более 150 учителей осуществляют дистанционное обучение по 140 дистанционным курсам.

ГАУ ДПО «СОИРО» на протяжении многих лет сотрудничает с ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», привлекая представителей профессорско-преподавательского состава университета к повышению квалификации учителей. Сотрудничество осуществляется на договорной основе. Такое взаимодействие не только обогащает педагогов общеобразовательных организаций профессиональными знаниями, но и позволяет преподавателям университета ознакомиться с актуальным педагогическим опытом и использовать его в подготовке студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

III. Характеристика проблем,
для решения которых разработана Концепция

Развитие педагогических кадров – задача, которая не является узкоспециальной и внутриотраслевой. Непрерывное педагогическое образование выступает в качестве долгосрочных инвестиций в экономику, политику, технологии, науку и т.д.

Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, которая позволяла осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать мобильность абитуриентов. В настоящее время эта система фактически разрушилась, а новая, конкурентоспособная, развивается недостаточными темпами.

Современные требования к качеству школьного образования, выраженные в действующих федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональные стандарты педагогических работников, разработка и последующее введение Национальной системы учительского роста предполагают необходимость изменения в организации, содержании, формах, методах и технологиях подготовки педагогических кадров.

Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последние десять лет число педагогических вузов в России неизменно сокращалось. Так, в 2008 году подготовку педагогов осуществляли 196 вузов, в том числе 70 педагогических, в 2012 году – 167 и 48, в 2018 году – 125 и 37соответственно.

Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43 %) и 29 из 37 их филиалов (78,38 %) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26 %, а гуманитарных – 42,86 %.

В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании негативного отбора, когда в педагогические вузы поступают средние и даже слабые (в академическом смысле) выпускники школ; практически отсутствует возможность профессионального отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности; учителями зачастую становятся не самые лучшие выпускники вузов и средних профессиональных организаций, обучавшиеся по программам подготовки педагогов, а значительная их часть не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т.д.), несмотря на очевидное движение по устранению данных вызовов и барьеров.

Решение указанной проблемы лежит на пути ранней профессиональной ориентации и освоения обучающимися отдельных профессиональных компетенций уже на уровне общего образования.

Педагогическое образование в регионе сегодня требует модернизации, связанной с мотивированием, качественной, соответствующей современным требованиям подготовкой, трудоустройством, сопровождением молодых специалистов и закреплением учителей, воспитателей в образовательных учреждениях.

К сожалению, в муниципалитетах области сохраняются вакансии учителей по основным предметам школьной программы (математика, русский язык, физика, иностранный язык и др.), а также вакансии педагогов, владеющих профессиональными компетенциями, необходимыми для работы с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями (инклюзивное образование, сопровождение обучающихся с низкими образовательными результатами и др.), в том числе учителей-дефектологов, учителей-логопедов. Во многом это определяется дефицитом специальных модулей в программах и учебных планах подготовки выпускников вузов, применением устаревших методов и технологий обучения, существованием разрыва между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы.

Наибольший недостаток кадров испытывает важнейшая предметная область «математика». Дефицит учителей математики сохраняется в 27 муниципальных районах и составляет 104 человека (12 % от общей потребности педагогических кадров региона). 40 % учителей математики – это люди в возрасте от 45 до 54 лет, а 28 % – старше 55 лет.

В 2017 году образовательным организациям области не хватало учителей английского языка (24 муниципальных района, 84 вакансии) и физики (23 муниципальных района, 60 вакансий). Регион испытывал потребность в учителях истории и обществознания, информатики, немецкого языка, географии. Обычно к началу учебного года организации частично закрывают вакансии за счет распределения нагрузки между штатными педагогами. Тем не менеена 1 февраля 2018 года свободными оставались 75 ставок педагогических работников.

Серьезной проблемой для системы образования региона является старение педагогических кадров, недостаточно эффективная их замена молодыми специалистами.

По итогам сбора информации о педагогических работникахобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, проведенного в 2017 году, в среднем 40 % педагогических работников составляет возрастная группа «50 лет и старше»; около 50 % – это педагоги 30–49 лет; молодые педагоги (до 30 лет) составляют 10 % педагогического корпуса региона.

В результате мониторинга «Молодые педагоги Саратовской области» была собрана информация от муниципальных районов и городских поселений области на начало 2017/2018 учебного года о 2 025 педагогах в возрасте до 30 лет, работающих в системе общего образования, что составляет 9 % от общего числа педагогических работников региона. Основную долю молодых педагогов (85,09 %) составляют женщины. Большинство молодых педагогов (65 %)работают в городе.

Практически 61 % молодых педагогов имеют высшее образование по направлению «Образование и педагогика» (бакалавриат, специалитет, магистратура), 16 % имеют среднее образование по этому направлению. Высшее образование по иным направлениям имеют 12,4 % молодых педагогов, а 2,52 % имеют только среднее образование.

Наибольшее число молодых учителей работает в начальных классах (460 человек), преподают английский язык (263) или физическую культуру (252). Незначительно число специалистов в возрасте до 30 лет, которые преподают химию (60), физику (74), математику (126), в то время как именно эти предметы требуют притока новых сил, т.к. средний возраст учителей-предметников указанных специальностей превышает 53 года. Минимальная доля молодых учителей наблюдается среди учителей математики – 7,5 %.

При минимальной численности молодых педагогов максимальная численность возрастных педагогов (старше 55 лет) наблюдается в трех районах. В Дергачевском районе молодых педагогов в возрасте до 35 лет –12,66 %, старше 55 лет – 31,88 %; в Краснопартизанскомрайоне – 5,88 % и 31,62 %; в Петровском районе – 8,78 % и 22,57 % соответственно.

Указанные барьеры во многом обусловлены падением престижа педагогической профессии на общефедеральном уровне. Успешность преодоления заявленных рисков не только позволит восполнить имеющиеся дефициты, но и положит начало возрождению популярности педагогических профессий. Это становится тем более актуальным при введении и реализации мероприятий Национальной системы учительского роста (НСУР), разрабатываемой Министерством образования и науки РФ в соответствии с поручением Президента России.

С внедрением НСУР новые задачи встают перед системой дополнительного профессионального педагогического образования. Они сформулированы в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 27 декабря 2017 г. N 08-2739 «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации».

НСУР основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта и предполагает модернизацию педагогического образования, в том числе дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) педагогических кадров.

Одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации на основе единых федеральных оценочных материалов (далее – ЕФОМ), включающих оценку четырех групп профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных. По результатам оценки должно быть обеспечено качественное персонифицированное повышение квалификации учителя.

Предлагаются различные пути модернизации дополнительного профессионального образованияпедагогов региона.

Одним из направлений должна стать обязательная очная курсовая подготовка учителей, у которых по итогам оценочных процедур выявлены недостатки в квалификации.

Перспективным представляется предложение о переходе к системному участию в дополнительном профессиональном педагогическом образовании Саратовского государственного университета при сохранении ведущей организационно-методической роли Саратовского областного института развития образования. Это даст возможность педагогам региона ознакомиться с современным состоянием педагогической науки и глубоко погрузиться в научные достижения по профилю преподаваемых в школе учебных предметов, что в свою очередь позволит точечно решать проблемы повышения квалификации педагогических кадров.

Интересным является вариант организации сетевого взаимодействия, при котором педагоги осваивают дополнительные профессиональные программы, состоящие из учебных модулей, разработанных и реализуемых разными образовательными организациями, например, СОИРО и СГУ, СОИРО и педагогическими колледжами и т.д.

Для модернизации дополнительного профессионального педагогического образования необходима совместная работа ГАУ ДПО «СОИРО», ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»,
ГАУ СО «Региональный центр оценки качества образования» (РЦОКО), а также организаций среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы подготовки педагогических кадров. Для рационализации данной работы планируется заключение соответствующего соглашения.

Кроме того, целесообразно проведение информационной кампании по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования, в частности по направлению «Образование и педагогика», среди образовательных организаций региона, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг.

Такое взаимодействие позволит достичь целевого значения показателя «доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы» 37 % ежегодно для сферы образования региона в 2018–2022 годах в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года.

Очевидно, что поддержка и развитие педагогического образования требуют координации действий всех уполномоченных органов внутри региона как по прогнозированию потребностей в педагогических кадрах и их обучению, так и по дальнейшему трудоустройству молодых специалистов и их продвижению в профессиональном становлении и карьерном росте.

Несмотря на меры, предпринимаемые в регионе, адаптация молодых педагогов в образовательных организациях, их успешное вхождение в профессию остаются серьезными проблемами, от решения которых зависит, останется молодой специалист работать в школе или пойдет искать другое место работы. Эффективным в решении данного вопроса является создание инновационной системы многоканального входа в профессию для молодых педагогов, не имеющих высшего образования, более раннего закрепления студентов за базами практик и прогнозируемыми организациями по трудоустройству выпускников.

IV. Возможные варианты решения проблем,
оценка преимуществ и рисков

Концепция развития педагогических кадров Саратовской области на 2018–2022 годы объединяет основные цели и задачи в области повышения профессионального уровня педагогических кадров, закрепленные в федеральных стратегических и программно-целевых документах, указанных в разделе I.

Концепция позволяет разработать План мероприятий (дорожную карту) развития педагогических кадров на 2018–2022 годы и решить ряд важных проблем повышения уровня профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечить повышение качества работы, направленное на достижение высоких образовательных результатов обучающихся, а также решить вопросы, имеющиеся в системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогических кадров.

К основным проблемам можно отнести:

– дефицит педагогических кадров образовательных организаций муниципальных районов и городских округов Саратовской области;

– потребность в обучении педагогических работников образовательных организаций методам воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

– возрастной дисбаланс кадрового состава образовательных организаций (медленная ротация кадров, по многим предметам наблюдается старение кадрового потенциала);

– необходимость повышения квалификации руководителей и учителей-предметников школ с низкими образовательными результатами; школ, работающих в сложных социальных условиях; школ, реализующих инклюзивные практики и др.;

– недостаточная согласованность деятельности экспертного сообщества региона;

– несформированность системы партнерских взаимоотношений между организациями профессионального педагогического образования и общего образования;

– обесценивание значимости педагогической профессии, падение престижа и низкий статус педагогического труда.

Указанные проблемы позволяют определить четыревзаимосвязанных направления развития педагогических кадров региона:

1) совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров в организациях высшего и среднего профессионального образования;

2) модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования;

3) сетевое взаимодействие и социальное партнерство в развитии педагогических кадров;

3) социальная поддержка педагогических работников.

Таким образом, все четыре направления в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций и рост престижа педагогических профессий.

В рамках первого направления («Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров в организациях высшего образования и среднего профессионального образования») концептуальным приоритетом оказывается сохранение и развитие кадрового потенциала, обеспечивающего текущие и перспективные потребности социально-экономического развития региона в образовательном контенте. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.Соответственно, необходима модернизация профессионального педагогического образования в соответствии с изменяющимися запросами социальной среды и нормативного поля, образовательными запросами обучающихся.Внедрение профессиональных стандартов, Национальной системы учительского роста обеспечит соответствие содержания, форм, методов и технологий педагогического образования принципам государственной политики в сфере образования, стандартизированным требованиям, развитию системы профессионального педагогического образования как полноценного ресурса инновационного развития региона.

Важной задачей подготовки педагогов является профессиональная ориентация обучающихся общеобразовательных организаций на получение педагогического образования, в том числе создание педагогических классов, установление их тесного сотрудничества с организациями среднего профессионального педагогического образования, Саратовским национальным исследовательским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского, Саратовским областным институтом развития образования. Таким образом будут формироваться социально-педагогические кластеры вариативного состава, станет возможным возрождение практики целевого обучения педагогов с последующим трудоустройством.

В рамках второго направления («Модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования») очевидна необходимость индивидуализировать систему повышения квалификации педагогических работников на основе вариативных форм, разработки модульных программ, повышения уровня развития навыков профессиональной деятельности педагогов, приобретения ими умений эффективного решения профессиональных задач в целях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней.

Следует выделить повышение научно-исследовательской и инновационной результативности педагогических кадров,развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности, привлечение педагогов в систему научно-методических исследований. Важно осуществить интеграцию научно-исследовательской и научно-методической деятельности ученых вузов, преподавателей организаций среднего профессионального образования, специалистов организаций дополнительного профессионального образования с инновационными поисками и экспериментами педагогов-практиков образовательных организаций общего образования и дополнительного образования детей.

В контексте необходимости учета индивидуальныхособенностей обучающихся обязательным становится повышение профессионального уровня компетентности педагогических работников по постоянному сопровождению (обучение, воспитание, развитие) одаренных, талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Успешная работа педагога в условиях интегрированного, инклюзивного, специального обучения и воспитания предполагает наличие багажа знаний об особенностях перечисленных групп детей и методов работы с ними. Важными являются готовность педагога к безусловному принятию детей с особыми образовательными и социальными потребностями, толерантному отношению к природным различиям, вовлечению особенных детей в дополнительное образование, достаточная мотивация к педагогической деятельности.

Создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области профессионального образования созвучно концептуальным идеям подготовки педагогических кадров на разных уровнях образования. Именно поэтому повышение информированности о перспективах профессионального образования и доступностьширокого спектра образовательных услуг и ресурсов в сфере общего, дополнительного и профессионального образования оказывается в центре внимания всех предлагаемых в Концепции направлений. Наличие указанной системы позволит сформировать у потребителей образовательных услуг достаточный уровень знаний для правильной оценки ситуации на рынке труда и принятия своевременных оптимальных решений, будет содействовать развитию сетевых форм взаимодействия образовательных организаций, профессиональных ассоциаций и всех субъектов образовательного пространства региона.

Третье направление(«Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в развитии педагогических кадров») ориентировано на повышение профессионального уровня педагогических работников по постоянному педагогическому сопровождению детей в процессе достижения ими личностных, предметных и метапредметных результатов обучения независимо от типа и социального имиджа образовательной организации. Обеспечение выравнивания возможностей образовательных организаций требует мотивации педагогов к самообразованию и повышению качества предоставляемых образовательных услуг организациями всех видов и типов.

Важным эффектом должно стать качественное обновление подготовки экспертов из числа педагогических работников региона в рамках деятельности предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования, региональных экспертных комиссий по перепроверке всероссийских проверочных работ, экспертных групп Регионального учебно-методического объединения по общему образованию Саратовской области. Это позволит мотивировать педагогическую общественность к участию в процедурах оценки качества образования, создать модель независимой оценки качества подготовки педагогических кадров (демонстрационный экзамен). Актуализируется подготовка аналитических материалов для принятия решений органами управления в сфере образования в соответствии с их компетенцией.

В данном контенте необходимо спрогнозировать освоение образовательного пространства в рамках организации межведомственного взаимодействия в сферах образования, культуры, спорта, бизнеса с учетом многообразия функциональных связей и их взаимной целесообразности. Межведомственное взаимодействие для развития системы образования предполагает актуализацию совместной коллективной распределенной деятельности различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях, программах, проектах. Все это обусловливает укрепление и развитие образовательного потенциала в социокультурном пространстве региона на основе межведомственного взаимодействия в системе общего образования и его социального окружения.

Чрезвычайно важно предоставить педагогам возможность общественной презентации достижений их деятельности в рамках профессиональных конкурсов, тематических семинаров и круглых столов, на страницах специализированных научных и методических изданий.

Четвертое направление («Социальная поддержка педагогических работников») в большей степени ориентировано на социальную поддержку молодых педагогов региона. В данном контексте становится обязательным определение регламентируемых, в том числе и на федеральном уровне, механизмов взаимодействия организаций общего, высшего и среднего профессионального образования по подготовке и дальнейшему сопровождению деятельности молодых специалистов. Комплексный подход к организации профессионального развития с учетом понимания плюсов и минусов деятельности молодых специалистовстанет залогом их успешного закрепления в профессии и дальнейшего карьерного роста.

Минимизация дефицита педагогических кадров образовательных организаций муниципальных районов и городских округов Саратовской области, возможность получения педагогического образования на уровне магистратуры лицами, не имеющими педагогического образования, развитие профессиональных компетенций молодых специалистов должны создать условия для эффективного управления ресурсами в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области в условиях бюджетных ограничений. Этому будут способствовать совместные усилияобразовательных организаций, работодателей, органов власти и профессионального педагогического сообщества в выработке компетентностных требований к выпускникам, отражающих потребности регионального рынка труда.

Актуальной в этом направлении оказывается и адаптация молодого специалиста в образовательной организации, активизация творческого потенциала и профессионального роста молодого учителя и его наставника, что способствует формированию стабильного кадрового состава организации, особенно закреплению молодых специалистов в сельских школах.

Закреплению в профессии, адаптации в педагогическом коллективе в значительной мере способствует социальная поддержка молодых педагогов. Следует предусмотреть организацию общественного контроля за исполнением постановлений Правительства Саратовской области, устанавливающих меры социальной поддержки педагогических работников. Также необходимо организовать разработку новых инициатив и формирование предложений по дополнительным мерам социальной поддержки молодых специалистов, при этом немаловажной остается социальная поддержка педагогов, имеющих значительный стаж и опыт работы.

Принятие Концепции развития педагогических кадров Саратовской области на 2018–2022 годы позволит разработать План мероприятий (дорожную карту), детализирующий содержание каждого направления, ожидаемые результаты, сроки и исполнителей, включающий мероприятия, скоординированные по ресурсам, формируемые в контексте сетевого взаимодействия всех организаций, заинтересованных в развитии педагогических кадров Саратовской области.


 


Файл: Загрузить


Назад в раздел

Официальный сайт Министерства образования Саратовской области
410002, г.Саратов, ул.Соляная, 32, тел. (8452) 23-06-10; 23-38-31;49-21-12 (13)
minobr.sar@yandex.ru
При использовании (цитировании, перепечатке и т.д.) информации, размещенной на официальном сайте министерства образования Саратовской области, обязательным требованием является ссылка на электронный адрес сайта (minobr.saratov.gov.ru)